А ведь служба в армии, самый настоящий обряд инициации в современном исполнении, и имеет все отличительные черты и этапы обряда вступления во взрослую жизнь, такие как
( Read more... )
Есть только одна беда: что а) таким обрядом стала армия и б) в имеющейся форме. Функция такого обряда (совершаемого целенапавленно или нет - неважно, важно только до и после) в том, чтобы человек понял, что в мире всё сложно и надо вести себя соответствующим образом, поэтому, в принципе, на место армии можно подставить что угодно не нарушая функциональности: война, потеря родителей, двор, тюрьма, университет, закрытое учебное заведение и прочее. Принципиальная разница в том, какая трансформация происходит и, соответственно, какие установки получает человек в её следствие. Учитывая катастрофическую архаизацию общества, произошедшую за советский период, можно только сожалеть, что армия является средством инициации.
Суррогат так и есть, но при этом отличная иллюстрация того, что инициация не просто некий распространенный в прошлом обряд, а конкретная психологическая потребность человека. Что-то вроде периода окукливания гусеницы.
Не хочу показаться надменным, но мне казалось, что именно это всем очевидно, кто знает слово. :) Конечно, это неотъемлемая часть трансформации во взрослого человека, более того: для этого существовали специальные общественные институты (отдельные ритуалы - из часть), для которых в развитом, полноценном обществе существуют прямые современные аналоги. Беда современности в том, что у людей или появилась масса возможностей увильнуть, или используются не те институты не в тех формах, или таких институтов в принципально не предусмотрено по тем или иным причинам (например, потому что Ленин не завещал).
Я даже больше скажу: вера в Бога это тоже неотъемлемая функция человеческой психики. Можно рассказывать сказки про марксизм, или что Гагарин летал и не видел, или любой другой бред, но это повлечёт либо психическое расстройство, либо поиск суррогата (обычно какой нибудь -изм). Но это отдельная обширная тема.
Саму суть инициации, как перехода в новое качество, метаморфозы с появлением нового в социальном плане человека, конечно понимают многие, но вот то, что этот переход, как потребность, заложенна природой где-то на самом глубоком уровне человеческой психики, вряд ли осознают многие.
Веру в Бога, а точнее путь обретения Бога, лично я понимаю, как путь к самому себе, когда через внешние образы получается установить баланс между сознанием и бессознательным, обрести внутреннюю гармонию (чувство снизошедшей божественной благодати). А обличённый и заклеймённый Дьявол, чьё искушение исмирено - контроль над бессознательным.
Comments 30
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Есть только одна беда: что а) таким обрядом стала армия и б) в имеющейся форме. Функция такого обряда (совершаемого целенапавленно или нет - неважно, важно только до и после) в том, чтобы человек понял, что в мире всё сложно и надо вести себя соответствующим образом, поэтому, в принципе, на место армии можно подставить что угодно не нарушая функциональности: война, потеря родителей, двор, тюрьма, университет, закрытое учебное заведение и прочее. Принципиальная разница в том, какая трансформация происходит и, соответственно, какие установки получает человек в её следствие. Учитывая катастрофическую архаизацию общества, произошедшую за советский период, можно только сожалеть, что армия является средством инициации.
Reply
Reply
Я даже больше скажу: вера в Бога это тоже неотъемлемая функция человеческой психики. Можно рассказывать сказки про марксизм, или что Гагарин летал и не видел, или любой другой бред, но это повлечёт либо психическое расстройство, либо поиск суррогата (обычно какой нибудь -изм). Но это отдельная обширная тема.
Reply
Саму суть инициации, как перехода в новое качество, метаморфозы с появлением нового в социальном плане человека, конечно понимают многие, но вот то, что этот переход, как потребность, заложенна природой где-то на самом глубоком уровне человеческой психики, вряд ли осознают многие.
Веру в Бога, а точнее путь обретения Бога, лично я понимаю, как путь к самому себе, когда через внешние образы получается установить баланс между сознанием и бессознательным, обрести внутреннюю гармонию (чувство снизошедшей божественной благодати). А обличённый и заклеймённый Дьявол, чьё искушение исмирено - контроль над бессознательным.
Reply
Leave a comment