Скорочтение на практике, Павел Палагин. Часть I, II

Nov 02, 2018 09:00

Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное

Читаю сейчас эту книгу, очень давно хотела и очень нравится! Первая часть про эффективное чтение даже (и в первую очередь) на обычной скорости: как извлечь пользу из обычного чтения. Без этих навыков нет смысла скорость увеличивать.




Часть I
Проблемы чтения

Глава 1. Как мы читаем

За одну остановку взгляда (фиксацию) люди считывают разные объемы информации. Чем больше информации вы сможете считать за одну фиксацию, тем выше будет ваша скорость чтения.

В 3-4-м классах окончательно формируется навык медленного чтения (по одному слову). Если его дальше не развивать, то сам по себе он лучше не станет.

Главным плюсом чтения по одному слову является то, что мы умеем читать.
-Первый минус медленного чтения: человек постоянно отвлекается на посторонние мысли.
-Второй минус медленного чтения: человек быстро устает, теряет интерес к книге, ему становится скучно.
-Третий минус медленного чтения: человек не успевает усваивать огромный поток информации, необходимый ему для работы и учебы.

Глава 2. Аудит вашей скорости чтения

Для качественного и быстрого освоения навыков эффективного чтения необходимо оценить состояние своих привычек на текущий момент и понять, над чем в первую очередь нужно поработать.

Просматриваете ли вы сейчас тексты перед тем, как их читать?
Ставите ли вы осознанные конструктивные цели чтения?
Умеете ли вы полностью сосредоточиваться на чтении и не отвлекаться на посторонние мысли?
Проговариваете ли вы во время чтения все слова?
Перечитываете ли вы многократно одно и то же во время чтения?
Умеете ли вы после прочтения материала «складывать» информацию в долговременную память?
Умеете ли вы сохранять ваше зрения, если много читаете и работаете с информацией?
Оценив свой уровень владения полезными навыками чтения, воспользуйтесь моими рекомендациями для работы с данной книгой и получите от нее максимум!

Часть II
Закладываем фундамент качественного чтения

Глава 3. Основы методики «Путеводная звезда скорочтения»

-Каждый раз процесс чтения включает пять этапов: просмотр, цель, внимание, чтение и запоминание. Усовершенствовав каждый из них, вы повысите продуктивность чтения.
-Держите книгу на расстоянии 30-40 сантиметров от глаз.
-Читайте быстро только в положении сидя или стоя, стараясь держать спину прямо. Лежа лучше не читать. Если вы засыпаете при чтении сидя, встаньте и продолжайте процесс стоя.
-Перед чтением сложных текстов зарядите себя энергией с помощью физических упражнений или разновидностей пальчиковой гимнастики. Читая, делайте перерывы и переключайтесь на физическую активность.

Глава 4. Запоминание информации

-Прочитав смысловой блок текста (раздел, главу, текст в рамке), «соберите урожай» - представьте суть прочитанного и кратко изложите ее своими словами, чтобы перевести в долговременную память.
-После прочтения каждого раздела любой книги записывайте основные идеи, почерпнутые из текста, и выводы из них прямо на страницах. Так вы сформируете навык «сбора урожая» на всю жизнь.
-«Самая глупая привычка - сеять и не жать». Не допускайте ее формирования в своей жизни.
-После «сбора урожая» осмыслите прочитанное.
-Ответьте на вопросы «Как полученная информация может повлиять на мою жизнь?», «Что я сделаю в связи с этой информацией, чтобы жизнь стала лучше?».
-Можете внедрить прочитанное в жизнь в течение 1-3 минут и получить пользу? Отложите книгу, сделайте это и продолжайте читать дальше.
-Пришли умные мысли во время чтения - прервите процесс считывания нового материала, оцените их важность для вас и обдумайте самые стоящие.
-Возникает много полезных идей во время чтения - отлично! Впишите их в «лист на внедрение».

Глава 5. Просмотр текста перед чтением

У большинства книг есть структура, особенно деловых книг. Если прочитать только первые предложения абзацев, можно разобраться в сути того, что хочет сказать автор. Это работает в 2/3 случаев.

Чтобы понять, читать или нет книгу, можно использовать систему трех шагов.
1-прочитать название и все, что написано на обложке с двух сторон
2-изучить содержание
3-выбрать пару интересующих глав и просмотреть.

Можно пойти в книжный магазин и изучить 20-30 книг по этой методике на интересующую тему. Это должно занять полчаса. Потом выбрать 1-3 книги и купить их. Тогда их чтение будет гораздо более эффективным.

Техника эффективного просмотра параграфов (разделов) - ЭПП
1-прочитать первый абзац, добиваясь 100% понимания
2-читать первое предложение в следующих абзацах, остальное пробегать по диагонали
3-последний абзац раздела читать до 100% понимания
4-собирать урожай
5-достаточно ли мне? Если нет, то прочитать то, что хотите узнать.
Так все запомнится в 3-4 раза лучше, ведь мы знаем, что и почему хотим узнать или уточнить.

Дополнения:
1-читать при первом просмотре все выделенное особым шрифтом или списки
2-перед чтением новой главы просмотрите ее (1 минуту)
3-читатйте сразу контрольные вопросы в конце главы (ответить) и краткие итоги и выводы

Техника "сетки знаний" - ключ к быстрому обучению.
При знакомстве с новой информацией по новой теме мы запоминаем только по верхам основные мысли, если применить и осмыслить эти знания, то при повторном рассмотрении мы вынесем много новых знаний.

Если срочно нужно прочитать книгу к экзамену:
1-определить цель, что нужно получить из данного текста
2-провести эффективный предварительный просмотр книги и законспектировать суть или изучить тему по литературе для чайников
3-провести ЭПП нужных разделов и законспектировать
4-провести ЭПП нужных параграфов и законспектировать
5-сделать mind map

При подготовке к очным тренингам изучить и попробовать то, о чем будут рассказывать.

Принцип повторения предыдущей серии
Мотивы
1-направить беспорядочные мысли в нужное русло
2-помочь вспомнить о событиях и фактах
3-быстро ввести в курс дела того, кто не знает

Почему нужно запоминать источник информации: это придаст гибкости при выборе решения. Без этого люди становятся рабами привычек.

Глава 6. Цель

Зачем нужны цели чтения

У вас всегда должна быть конструктивная цель чтения, которая помогает понять, зачем читать и как применять полученную информацию.

3 вопроса перед чтением
1-зачем я хочу это прочесть?
2-как я буду использовать полученную информацию?
3-сколько у меня есть времени на чтение?

Когда задача ограничена сроками, мозг гораздо сосредоточенне работает над ее решением.

Подсознательные цели чтения

Прочитать, понять и запомнить - надо чтобы присутсвовали все три.

Перед чтением надо также поставить цель читать без регрессий, понять и запомнить текст с первого раза. После чтения надо собрать урожай, и уже после этого можно вернуться к непонятным частям текста, это уже не регрессия, а реципация.

Техника "доклад президенту"-мысленно выбрать важного человека (например друга), которому мы перескажем или объясним суть прочитанного. В идеале действительно это сделать, но можно и просто проговорить самому себе, как если бы мы рассказывали другу.

Что делать, если надо запомнить сложный текст (или чушь): нужно найти в каждом разделе главную чушь.

Глава 7. Внимание

Усиление концентрации внимания при чтении

Состояние миллиононера: письмо от дедушки с инструкцией получить миллион, которая испаряется через минуту чтения.

Включитесь в МИГ (мусор из головы):
1-стоп: три быстрых вдоха без выдоха
2-внимание: один резкий выдох
3-поехали: произнесите цель и начните первый шаг

Когда есть много дел:
1-делайте дела по очереди
2-включайте МИГ перед каждым делом
3-если надо прерваться, то применить Переключение из МИГа в МИГ
-четко зафиксировать в памяти момент, когда надо прерваться (пара секунд)
-включение в МИГ новой задачи
-вернуться в старой, вспомнить, на чем прервали, включиться в МИГ

Сила улыбки и техника "Крошка Енот"
Улыбаться во время чтения поможет легче воспринимать текст.

Скорочтение, Конспект, Книги

Previous post Next post
Up