Озера Мраморное, Небесное и Бирюзовые - поход в конце августа (часть 1)

Nov 05, 2014 09:05

Этот поход был у нас с 25 августа по 2 сентября - черти когда! Только сейчас добрались до фотографий. Небольшое путешествие из Красной Поляны - мы потратили восемь дней, потому что не спешили и делали дневки, а так, в принципе, можно уложиться и за пять.

Получилось такое озерное кольцо - через озера долины Дзитаку, озеро Мраморное, озеро Небесное, озера в верховьях реки Ачипста и Бирюзовые озера - и через перевал Строителей обратно на канатку Газпромовского горнолыжного комплекса.

Вот карта (по клику открывается большая):

Из всего перечисленного мы раньше не видели озеро Мраморное и давно хотели на него посмотреть. Кроме того, мы проходили когда-то в 2010 мимо Бирюзовых озер, но из-за погоды не стали на них заворачивать, а сразу спустились в Чистую. Бирюзовые озера часто посещаются из Красной Поляны, но мне почему-то они представлялись заочно какими-то скучными, а оказалось - очень живописное и уютное место! Настолько там было классно, что мы просто взяли и прожили там лишний день.
На границе августа и сентября мы прочувствовали этот тонкий переход от душного лета к прохладной осени, который до этого мне все время доводилось проводить в городе. Сначала было очень жарко и все дальние виды были затянуты плотной дымкой, а на третий день резко упала температура и воздух стал более прозрачным.
Мы приехали в Красную Поляну накануне около полуночи и остановились в гостинице "Дом Аборигена", в которой, кроме нас, кажется, никого больше не было, был аккуратный, но очень тесный номер, но самое главное - никто не возражал против собаки:)
Утром отправились на канатку Газпрома, поднялись наверх и через каких-то несколько часов, без шума и пыли уже ставили палатку на озерах Дзитаку:)

Закат был облачным и туманным, не оправдал ожиданий, зато вода в озерах была теплой и можно было искупаться. Это вообще был очень гигиенический поход в силу жаркой погоды - я лично купалась каждый день два раза, утром и вечером:)

Утро: пара видов на озеро Дзитаку Большое

и мы свернули свой лагерь и пошли дальше. На сегодня у нас план - миновать лагерь Холодный, подняться по хребту на гору Мраморная и спуститься с нее к озеру Мраморному. Я даже не могу сказать, объективно это обширный план или нет, но в такую жару далось тяжело! За лагерем Холодным мы свернули направо и углубились в лес.

Мы волновались, что придется с трудом продираться, но лес оказался без подлеска, удобный и местами обнаруживалась хорошая тропа. Наверху мы остановились на привал и, измученные жарой, заснули! Спали, наверное, целый час. Дальнейший путь вверх был утомительным и довольно нудным, дальние виды закрывала дымка. Поэтому осталось только несколько фото: ледник Мраморный

Озеро Приледниковое под ледником Мраморным:

и такой многослойный вид на Чугуш

В какой-то момент у нас закончилась вода и мы спасались шикшей - она же водяника, и не зря у нее такое название, действительно хорошо утоляет жажду.

Наконец-то, озеро Мраморное!

Оно же на следующее утро. Вообще мы достаточно побродили по его берегам, Митя обошел все кругом, а я искупалась, но свет был скучный, поэтому фотографий немного.

Отсюда мы поднялись на перевал Широкий и спустились в долину Челипси. Это было тоже очень жарко и оттого очень долго, поэтому перенесемся сразу вниз:) К этому моменту солнце опустилось настолько, что река оказалась в тени и можно было передохнуть в относительной прохладе.

Знакомый подъем через лес - в 2011 году мы ходили на свой первый учет тура и серны и этим путем спускались.

В идеале мы хотели в этот день подняться на озеро Небесное, но переход утомил нас сильнее, чем мы рассчитывали. Немного не доходя до озера есть одно местечко, полянка с криволесными березками, которую мы приметили в прошлый раз, и тогда еще подумали: "Вот бы тут заночевать как-нибудь", и еще подумали "Наверное, черники тут видимо-невидимо в конце лета". И вот у нас как раз появился случай там остановиться.

Место оправдало свои ожидания, но черники оказалось меньше, чем хотелось бы! После ужина мы увидели конкурентов, бродящих вокруг стоянки и поедающих чернику. Ветер дул от них к нам, поэтому они нас долго не замечали и не убегали, а занимались делом. А мы наблюдали за ними и ощущали редкий момент абсолютной гармонии с миром. Немного воображения - и можно было представить, что медведи знают о нашем присутствии, но мы им просто не мешаем, и они нас не боятся...

Вот эта наша стоянка на следующее утро:

Я хожу доедаю то, что милостливо оставили нам на черничных кустах медведи:)

Мы долго не могли собраться и уйти отсюда на озеро. Только мы собрали все свое барахло, кроме палатки, как пошел дождь. Мы залезли внутрь и сначала неуютно пережидали его на голом полу в куртках, потом снова надули коврики и развернули спальники, сняли куртки и залегли полежать. Потом дождь кончился, и мы собрали все заново, а он снова пошел:) В какой-то момент был даже град, а в другой момент Митя вылез из палатки и сфотографировал эту радугу:

В общем-то, мы уже решили в этот день никуда дальше не идти, а провести день на озере, поэтому и не торопились. Мокнуть нам не хотелось, потому что до озера оставалось подниматься какие-то 20 минут. Забегая вперед - это был единственный дождь за весь поход. Как раз после него стало прохладнее, и природа вместе с погодой очевидно повернули к сентябрю.

Озеро Небесное на хребте Алоус.

К концу лета оно прилично мелеет: в прошлый раз мы были здесь в июле, и все эти камни были скрыты под водой.

На берегу кто-то устроил непонятную инсталляцию с оленьими рогами. Вустер решил, что это стратегический объект и он будет его охранять.

Я пошла собирать чернику, а Митя с Вустером - гулять по хребту Алоус и любоваться облаками

Долина Ачипсты

Вся затоплена облаками

Маленький водоемчик на восточном склоне хребта Алоус, расположенный прямо над озером Ачипста. На карте выглядит как маленькая синяя точечка, и мне всегда было интересно, что там.

Озеро Небесное и долина реки Челипси

Пока Мити не было, я тоже время провела продуктивно! Не сказать, чтобы черники там было прям очень много: чтобы собрать эти две миски мне потребовалось часа два. (Отличное медитативное занятие под аудиокнигу:)

На следующее утро. За вчерашний день сильно похолодало, и утром, посмотрев на северо-запад, мы четко увидели все то, что жара скрывала плотной дымкой - Уруштен, Аспидный, Джугу...

Поднимаемся над озером на перевал Грозовой. Слева в кадре выглядывает Чугуш с ледником.

Вот он поближе

Сегодня с этого перевала нам нужно спуститься в верховья реки Ачипста и через перевал Бирюзовых озер перейти на, собственно, Бирюзовые озера.

Долина Ачипсты

Спустились к реке.

И снова поднимаемся в ее верховья

Верховья Ачипсты известны своими тремя озерами разных цветов. Самое большое Ю.В. Ефремов назвал Верхняя Ачипста, а два других мы для себя назвали Лазурное и Синее. Особенно поражало своим цветом Лазурное, вот какое оно было:

А вот каким оно оказалось в этом году:

Верхняя Ачипста - такое же мутное, с глинистой взвесью в воде.

И само озеро Ачипста, виднеющееся вдалеке и знаменитое своим ярким бирюзовым цветом - такое же молочно-белесое.

Видимо, где-то в верховьях в реку сползают какие-то породы и портят вид:) Наверное, к следующему году озера очистятся и снова обретут привычный цвет. А это озеро Синее - оно находится чуть выше на ручье, правом притоке Ачипсты - вода в нем такая же, как всегда.

Ледник Челипси

Калоши сбоку портят весь мой модный прикид!:)) Но они, несмотря на свою непритязательность и стоимость в три копейки в Ашане - лучшая обувь для лагеря (и для переходов вброд тоже) :)

Облаков все больше и больше, из долины Ачипсты они поднимаются к нам наверх.

И постепенно все вокруг накрывает облачное одеяло.

Перевал Бирюзовых озер пришлось проходить в тумане: когда мы туда поднялись, вообще ничего вокруг не было видно. Но мы там уже ходили два раза, поэтому прошли без проблем (и намного более толково, чем прежде:)

Долина Безымянки тоже в тумане.

Вот и Бирюзовые озера - наша сегодняшняя цель. (По пути к ним нужно было преодолеть еще один мини-перевал, но он никак не называется)

Остановились мы на берегу нижнего озера. Ночью заставили себя вылезти и снять пару кадров, чтобы оправдать таскание штатива:)

Звезд было видимо-невидимо! И самолетов тоже. Здесь, вблизи от Сочи такое впечатление, что самолеты бороздят небо каждую минуту.

Бирюзовые озера пускай будут в следующем посте, потому что там получилось слишком много фото:)

P.S. Я вижу оставшиеся пятна на матрице - их было ужасно много и у меня нет больше сил их убирать)) После этого похода мы сподобились почистить матрицу и жить стало лучше:)