Учет оленей, Аспидный - Грустная (часть 1)

Oct 05, 2012 13:01

И снова северный отдел! Уже были там в этом году, казалось бы, что мешает попросить другой участок. Но мы сами выбрали этот район еще раз. Не последнюю роль сыграло желание просто и быстро приехать в Гузерипль и оттуда так же просто и быстро уехать домой:) Далеко ехать не хотелось. Но не в этом даже дело. А просто понравилось нам там... Душевные места. К тому же, осенью мы там не бывали, да и видели далеко не все.



И вот, восемь дней мы любовались сдержанной, неброской красотой начала осени, холодным синим небом и первыми туманами, встречали ранние закаты и поздние рассветы, поедали закрома черники и брусники, открыли для себя пару новых домиков и уютнейшее озеро в истоках Грустной, и, разумеется, слушали рев оленей.

Единственное разочарование: не удалось подойти близко ни к одному оленю. Наслушавшись, как самцы во время гона теряют всякую осторожность, я питала большие надежды, но увы: то ли не было подходящего рельефа, то ли "наши" олени оказались более осторожными, то ли рев еще только начинается и гормоны не успели как следует ударить им в башку, то ли мы такие неопытные фотографы-анималисты)) В общем, фотки оленей будут, но крупных нету. В том же районе летом (когда никакой гон не отвлекает их от бдительности) нам и то удалось увидеть их ближе.

Из Гузерипля наверх грузовик забросил достаточно большую группу людей (и собак:), но большиство из них остались ночевать в домике на 11 км, а дальше отправились пятеро. С нами по пути шел Игорь Смыков, который в силу обстоятельств оказался на своем участке (Джуга-Бамбаки) в одиночку, не считая Глена и Никона (собак). А также Женя и Петр, поделившие с нами участок (у них была задача забраться в район реки Китайки). Мы вышли около трех часов дня, и никто не представлял точно, докуда сегодня дойдет - как получится. Шли каждый в своем темпе, но в итоге все собрались у лагеря Турового и там и остались ночевать:)



На фото я и Игорь - вечерний поход за брусникой)


Погода предвещала дождь, но были в курсе: первые три дня, если быть точными, прогнозировали дожди, и мы как раз эти дни собирались ошиваться по домикам, так что особенно не печалились:)



Я демонстрирую обновку: шапка получилась нереально теплая, но цвета у пряжи придурошные (с этой стороны еще ничего, а левой стороне достались малиновый+зеленый!!)), а также размер под конец похода очень растянулся и она стала спадать с головы) Но мне понравилась, свяжу такую поменьше другой расцветки.



Под вечер случился предсказуемый инцидент: Глен, как уже бывало, подрался с Вустером, у Вустера в лапе образовалась большая дырка, которую по-хорошему надо было зашивать. Но мы могли только продезинфицировать и приделывать к ране компрессы с бальзамом "Хранитель" - он хорошо заживляет, но Вустик сначала половину его слизывал, а потом снимал все повязки. Оставалось надеяться, что заживет как на собаке, и разгрузить его рюкзак: оставили ему всего пару килограмм его корма. Он сперва хромал, а потом расходился и даже разбегался, но поначалу вот такой был Несчастный Пес:



На второй день мы дошли до лагеря Сенной, там пообедали и поднялись к лагерю Исаева.

Сенной (а то мы не сфотографировали его в прошлый раз):


Достопримечательности на стене: Исторический Допотопный Снегоступ и череп зубра



А это - Исаева. Между двумя домиками была тысяча метров вверх и дождь, но больше ничего существенного:)



А после дождя - закат.





Олени ревели все эти два дня вокруг нас, по утрам и вечерам, но только сейчас, у лагеря Исаева, мы вступили в границы своего участка и приступили к подсчету - пока по голосами.

Если леденящий душу крик назгулов в ВК, как говорят, киношники сгенерировали на основе визга свиньи, то звуки, издаваемые урук-хаями Сарумана я бы посоветовала Джексону сбацать из брачного рева оленей, но он, наверное, как-то по-другому выкрутился:) На неподготовленного человека рев действует пугающе, потому что мозг отказывается связывать такой суровый звук с невинным травоядным животным. Но потом ты привыкаешь к безопасности этого ужасно громкого, надрывного рева-рыка-мычания, и оно становится даже каким-то уютным, хотя и чуточку грустным. Лежишь в палатке, засыпаешь, а вокруг ревут...ревут...и, в отличие от, скажем, храпа соседей по купе, спать тебе это вовсе не мешает! Спокойно уносишься в свои сны под эти настойчивые любовные призывы:)

Утро третьего дня - солнечное, но облака собираются.










Нас солнцем не обманешь, мы знаем, что будет дальше, поэтому держим путь в следующий, третий по счету домик - т.н. домик на Грустной.



Мы знали, где этот домик, только приблизительно. Нам говорили, что его "видно с тропы", но, во-первых, видно его с тропы, когда идешь в обратном направлении, а во-вторых, мы и с тропы той давно сошли. В общем, со склонов его видно только на определенной высоте, если ты забрался выше или спустился ниже - деревья его закроют. Митя пошел на разведку, и тут полил сильный дождь, да к тому же туман начал опускаться. Я уже думала, он не найдет его и приготовилась ночевать в палатке, но Митя вернулся с победой, хотя и весь мокрый:) В домике мы растопили печку и провели вечер в тепле и сухости.

Вустер валяется в мокрой траве


Кто здесь??))


Вечер. На заднем плане - Ятыргварта.





В окрестностях домика оленей ревело просто немерено! Увидеть их было трудно, потому что они прятались в криволесье, и только три оленя - один самец и еще один с ланкой - вышли показаться на альпийский склон. Пришлось считать по голосам. В нашей инструкции непрерывный рев в течение не помню скольки часов вечером или утром назывался "сильным". Тут же олени вообще не затыкались практически всю ночь до утра!

На схеме нашего участка были обозначены кругами предполагаемые места скопления оленей. Один из кругов был очерчен вокруг озера Уруштен, и мы пошли ночевать туда на четвертый день. Забегая вперед, скажу, что оленей там нет. Мы их там встречали летом, в большом количестве, а по осени они в этом районе все-таки уходят в криволесье.

Вид на долину Аспидной:



Озеро Уруштен в июне было забито почти полностью грязным лавинным снегом. Сейчас этот снег растаял, но в воде осталась серая взвесь из частиц горной породы, и озеро по-прежнему выглядит не очень живописно. Но форма у него интересная: за основным водоемом виднеется еще "залив".




Вот здесь видно, как он отделяется от основного озера узким проливом с высокими скалистыми берегами. Это фото снято через два дня издалека, с вершины Грустная.



Воду мы брали из вытекающего из озера ручья, она была тоже с остатками мутной взвеси, но по вкусу нормальная.

В этот день случился последний, мелкий дождичек, подаривший радугу. А дальше погода была отличная.



Пятый день - синее небо над Джугой и долиной реки Аспидной.



Мы обошли траверсом хребтик, лежащий слева от вершины Уруштен - решили назвать его "хребет Малый Уруштен", чтобы как-то обозначить. Вот его общий вид:



Прошли по нему до его оконечности, чтобы заглянуть в долину реки Бакерманки. Там немножко послушали оленей, разобрали штук пять ревущих.

По пути увидели внизу, в верховьях Аспидной большой ацангуар.



А также "открыли" маленькое озеро. (А может, и правда, открыли - на картах его нет:)





В озере покоился занесенный илом, невесть когда канувший в эти пучины турий рог



Выбравшись наверх, любовались разными видами. (У меня на спине можно заценить рюкзак для радиалок - 16 литров, в сложенном виде размером с кулак. Удобнейшая штука за 250 руб в Декатлоне:)



Например, вот Псеашхо, припорошенный вчерашним дождем - для него снегом.



Хребет Алоус




Долина Бакерманки



В этот же день мы перенесли свой лагерь в одно из самых, как оказалось, уютных мест, какие нам попадались - на озеро Грустное. На карте вместо него нарисован снежник, и не все даже знают о его существовании. Мы видели только у Сергея Трепета его фото.

По пути попались серны - 35 успели насчитать. Не художественно, а так, для протокола:





И еще один вид на хребет Алоус




Озеро Грустное - правильной, почти кругой формы, насыщенного зеленого цвета, судя по всему, глубокое.





Прямо у озера мы палатку ставить не стали: густая тень от нависающих над ним скал закрывала бы нам солнце часов до 11. Расположились чуть подальше, у вытекающего из озера ручейка, который и дает начало реке Грустной.





Мы влюбились в эту стоянку, в чистейший ручей с маленькими водопадиками и в заросли черники вокруг!







Набрали так много, что со сгущенкой еле доели. Запомнился этот вечер: закатное солнце, мы передвигаемся на корточках между кустиками черники, наполняя кружки, а вокруг надрываются уже пересчитанные ревуны-олени:)

Перед сном выбрались наверх, на гребень, разделяющий долины Грустной и Китайки.






Постепенно внизу собрались облака и затопили все долины.







По ту сторону хребта открылись вершины - Воробьева, Чугуш, Джемарук - казавшиеся вырезанными из черной бумаги и накленными на небо. Мне пришла в голову идея викторины: вырезанные силуэты гор и узнавать, что есть что:)




Внизу, неподалеку, лежали несколько небольших озер. Мы их видели летом, когда поднимались на Уруштен, но тогда они еще не полностью оттаяли. Озера натолкнули нас на мысль перенести завтра лагерь сюда наверх и послезавтра встретить здесь рассвет. Я в том смысле, что озера мы рассматривали, как источник воды. Что из этого вышло, расскажу дальше))



А пока - мы открыли, что наша собака научилась позировать! Его можно даже издалека попросить сесть на нужном фоне:)



Ну или лечь.





А вот так он обнимается. Если есть с ним рядом и ласково заговорить, скорее всего он вот так спрячет голову "под крыло" трогательно)



Олени сотрясали ревом окрестности опять до глубокой ночи, часов до трех, не меньше. Один разбудил меня, заревев, как мне спросонья показалось, чуть ли не над ухом)) Мы прикинули примерное количество по голосам и продолжили подсчет с утра уже визуально.

Большая получилась запись, остальное - во второй части.

Вустер, Джуга, учет животных, Аспидный, горы, путешествия, Кавказский Заповедник, Грустная, хаски, олени, фото

Previous post Next post
Up