Оригинал взят у
bigfrol в
Донецкая Народная Республика. Рождение Традиции? Донбасс и Донецкая республика главная тема последних дней. И враги и сторонники наблюдают за перипетиями борьбы. Но за конгломератом происшествий, столкновений и эпических приключений мало кто может разглядеть один из важнейших общественных процессов. Происходит "изобретение Традиции". И это может стать одним из самых важных результатов борьбы.
До последнего времени на Украине свою полноценную Традицию имели только галичане. У них был свой исторический миф, свои герои, символы, священные места и священные жертвы. "Слава Украине", "Бандера придет - порядок наведет", "Между Сталиным и Гитлером", ОУН, УПА, ЗУНР (Западноукраинская Народная Республика), черно-красный флаг и проч. Все было свое. Местное. Украинское.
Все на Западной Украине, и ничего вне Украины. На Западной Украине была их малая родина, священная земля, сцена их исторического процесса, место борьбы, жизни, подвигов и смерти. На этой земле они были идеологически полностью независимы и самодостаточны. Намного более слабая восточноукраинская традиция (Грушевский, Шевченко, Украинская Рада) была полностью подмята ими под себя, воспринималась как составная часть западной.
А что Новороссия? "Знамени можно противопоставить только знамя"! А знамени у Новороссии (да и ни у кого на Украине кроме галичан) не было. Народ Новороссии ощущал себя частью великого русского народа. Русский народ имеет великую историческую традицию и мифологию., но ... совершенно не украинскую. Бородино, Сталинград, присоединение Сибири, полет в Космос. Все это невероятно глобально. Но именно эта глобальность и мешала русским Украины.
Галичане, на основе всего вышеперечисленного считали себя единственными полноценными украинцами. Эталоном. Отношение к общерусской традиции было пренебрежительным. Сталинград? Сибирь? - вот и валите в свои Сталинград и Сибирь, не путайтесь под ногами истинных украинцев.
Новороссия, отрезанная от Российского государства оказалась обрубленной веткой дерева, лишенной жизненных соков. Обществом не способным к полноценной самостоятельной жизни и борьбе. За все время после распада Союза не было выработано никакой полноценной символики, идеологии и структуры для противостояния. Новороссия представляла собой довольно большую, но рыхлую массу, которую использовали в политических игрищах, но которая не имела никакой надежды на собственный успех. Деятельность галичан нередко походила на избиение младенцев. Новороссия так и не сумела им ничего противопоставить.
Но вот наступило послемайданье. Юго-восток оказался даже без символики, и, в первый момент, снова обратился к привычным "советским", "общерусским" и "российским" символам. Других просто не было. Поэтому происходило массовое использование российского флага, георгиевских ленточек, а временами и красного флага. Но долго так продолжаться не могло. Было ясно, что если события будут развиваться - появится и своя символика, идеология и "историческая Традиция". И вот в Донбассе все это появляется. Причем, месяц назад никто не сумел бы нарисовать даже контуры, но сейчас все выглядит совершенно логично. Они выводят себя из Криворожско-Донбасской Советской Республики 1918-19 годов, а затем из ее "наследника" - Интердвижения Донбасса времен перестройки. Далее следуют оппозиционные движение времен независимой Украины, затем современная Донецкая Народная Республика, борьба с нынешней властью. Флагом ДНР стал флаг Интердвижения Донбасса, появился гимн и другие атрибуты.
Донбасс получил свою историю, свою символику, своих героев. И все это освящяется борьбой и кровью павших. Донбасс получил свой образ и имидж. Довольно брутальный.
Донбасс не скачет.
Для полноты истории они, наверное спустятся до времен основания первых промышленных предприятий в 19 веке, и перебросят более продуманную цепочку от Криворожско-Донбасской Республики до Интердвижения. Однако и того что уже есть достаточно. Все части легенды, являясь частью общероссийской истории абсолютно локальны! Все происходило в пределах Украины и ничего вне Украины. Впервые "знамени противопоставят знамя". Ни с чем подобным галичане еще не сталкивались. При этом, вся их пропаганда и идеологический натиск рассчитанный на борьбу с "империей" и "совком" просто бьет мимо цели. Донбасская Традиция полностью местная, с территории Украины. Ее носителям не скажешь - чемодан, вокзал ... что?
Независимо от непосредственного исхода современной борьбы, у галичан будут проблемы.
Донбасская Традиция, скорее всего, будет охватывать Донецкую область и сопредельные к ней. Это достаточно единый промышленно-хозяйственный регион. Очень урбанизированный, имеющий определенное единство общественной и политической жизни. Раньше предполагалось что Новороссия противопоставит галичанам что-либо единое, но теперь ясно, что это не так. Сама Новороссия имеет несколько разных ядер. Крым довольно сильно отличался. Если бы он не ушел так быстро в РФ, могла бы сложится своя Традиция, но наверное уже не будет. Своей Традиции можно ждать от Одессы. От этого города до Донецка не ближе чем до Львова. Одесса всегда жила хозяйственной и культурной жизнью сильно отличной от Донбасса. В гражданскую войну там была своя "республика". Да и в Великую Отечественную у нее своя страница. Общественно-культурная традиция Одессы известна. Удастся ли ей трансформироваться и историко-политическую? В таком случае, скорее всего Новороссия (без Крыма) будет разделена между двумя ядрами. Хотя может их будет и больше, однозначно не скажешь.
Есть еще Северо-Восток Украины. Тот вообще молчит. Может ли там появится что-то свое? Предсказать это сложно. В 20 веке, наверное самое яркое, что там было - это партизанские отряды Федорова, Ковпака и проч. Если они начнут себя выводить от них, то галичанам будет плохо. Посмотрим, со временем.
А что же Россия? Независимо от того, будет ли Донбасс частью России или приграничной областью, Россия получит русский регион с мощнейшим региональным общественно-политическим самосознанием и с реальным опытом военно-политической борьбы. Ничего подобного до сих пор не было. Это окажет огромное влияние на национальное самосознание, на идеологию, на политику.
В случае, если опыт Донбасса будет удачен (а он, скорее всего, будет удачен), то он может стать примером для русских. До сих пор, враждебным местечковым идеологиям пытались противопоставить универсальную общерусскую. Но эффективность этого была не так велика. Локальная, региональная русская традиция может быть более подвижна и более гибка. Она лучше приспосабливается к местным особенностям. Совсем оголтелая русофобия сейчас неприлична, и враждебные традиции чаще напирают на антиимперство и антисовок. И хорошо в этом поднаторели. До такой степени, что общерусская традиции иногда становиться лишь топливом для их продвижения. Но антиимперство и антисовок плохо сработают против локально-региональной русской традиции-идеологии. В любом случае, ответ русофобами будет найден не скоро.
Может возникнуть опасение, что регионализм послужит распаду России, но автор уверен, что это не так. Скорее наоборот, он послужит ее укреплению.