Сплав на пакрафте по Рудной Дальнегорск - Садовый

Aug 31, 2018 09:34

           Уфф.... Короче, каякерских вёсел в Дальнегорске нет. Ладно, и это дешманское китайское весло сегодня не подвело. Но обо всём по порядку. Испытал я всё-таки пакрафт на речке. Горная река и озёра - это небо и земля, скажу я вам! Вот это драйв, вот это адреналин! Но, блин, нос нужно держать по ветру. Всё-таки, пакрафт - это не спортивный каяк. Вообще-то, эта приспособа для пешеходного туриста изначально предназначена для переправы через реку, если вброд её перейти никак невозможно, как и навесить верёвочную переправу. Тем не менее, длинный пакрафт подойдёт и для многодневного сплава по умеренно-горной реке. По сравнению с резинкой он более шустр, проходим и устойчив.
           Итак, 30 августа, часиков в 10 утра, под мелким нудным дождиком я отчалил от дома в центральном микрорайоне Дальнегорска, по Набережной 31. От моего подъезда до речки метров 50, можно было выходить сразу в гидрокостюме. Но я собирался возвращаться на автобусе, поэтому захватил рюкзак, сунул туда одежду и упаковал его в герму.



Воды было немного выше среднего уровня. Шёл нудный дождик, но в гидрокостюме было нормально. До ДК "Горняк" шли перекаты, один за другим. Речка была здесь широка, подводные камни редки, так что не составляло труда их обруливать. На этом участке я немного освоился в маневрировании и был готов к участкам посложнее. И они не заставили себя долго ждать.



Напротив "Горняка" была разрушенная плотина. Её я благоразумно обошёл по берегу. Потом начались "препятствия" иного рода. То мимо меня пролетит блесна, то я проплыву рядом с "тройником", спущенным с моста на толстой леске... Вода поднялась и в Рудяху зашла горбуша.
           За мостом на карьер "Бора", на длинном плёсе, я спрятал подальше свои первые восторги от сплава и постарался настроиться на борьбу с порогами. Начиналось старое кладбище - сложный участок с большими волнами, оканчивающийся Утёсом Гибели, так мы с пацанами назвали этот порог в детстве, когда сплавлялись здесь на автомобильных камерах.



Впереди должна быть ...опа. Прощальный взгляд назад:



Здесь валы уже начали захлёстывать воду внутрь. Экшн-камеру я где-то "посеял" накануне, плыл с "мыльницей". Перед кладбищенскими порогами я спрятал её подальше. Утёс Гибели я прошёл на удивление легко. Да, внутрь попало много воды. Пришлось выходить на берег, опрокидывать пакрафт, чтобы её вылить. Но лодка не сложилась, не встала поперёк, просто "прошила" пенный вал и пошла дальше.



Над рекой опустился слой густого тумана. Но места здесь мне были ещё знакомы. В районе "Рабочей" снова захлестнуло волнами, но здесь уже было посложнее даже - река стала течь в узком каньоне и приходилось всё время уворачиваться от скал на прижимах. Здесь было бы здорово поместить экшн-камеру не себе на лоб, а на нос пакрафта, и развернуть её на меня. Тут я высказал всё, что я думаю о речке и лодке!
- Бля, ну куда! Куда!!!
- О, чёрт, всё-таки надо было туда...
- Э-э-э, чо за хрень?! Я же прижался к этому берегу, какого чёрта меня тащит на тот прижим!?
- Бля, майнкрафт, тьфу ты, майн гот!
Вот, вроде, точно вошёл на струю. Иду по центру, пытаюсь "отыгрываться" на волнах. Но они идут под углом к оси "слива" и всё равно перехлёстывают. Уже потом я наловчился всё время срезать струю под острым углом.
           На Горбуше высокие волны исчезли, но началась другая напасть. Каньон продолжался, но на нём начались глубокие плёсы и крутые повороты. Мощные струи били то в один отвесный борт реки, то тут же в другой. В образовавшихся уловах было такое сильное противотечение, что пакрафт, выскакивая в них, сильно кренился, а если удавалось держаться носом, то рассекал, словно моторка на глиссере. Иногда в реке был виден даже горб. Мы с пацанами называли эти горбы хиллами - холмами типа. Они не давали уйти со струи, даже если она опасно прижималась к самой скале. В одном месте скалы аж нависали над водой и образовались гроты. А в другом месте из-за чередования струй, "хиллов" и противотечения образовался настолько сложный фарватер, словно я оказался в незнакомом большом городе на огроменной дорожной развязке. Вроде бы вот оно русло - перед тобой. Но приходилось двигаться замысловатыми кренделями, от одной скалы к другой, обруливая то одно улово, то другое.
           Потом прошёл через заброшенную промзону треста "Дальметаллургстрой". В нашем детстве тут в русле было полно бетонных блоков с торчащей арматурой, разного строительного мусора. На этот раз я прошёл опасный район спокойно. Возможно, воды было выше среднего и она была мутной. Ничего угрожающего я здесь не увидел. Дальше река совсем успокоилась. По берегам потянулись длинные широкие косы. Можно было плыть спокойно, но в рюкзаке, в герме, начал противно пиликать будильник на телефоне, установленный неделю назад.
           Спокойно проплыл 3-й Разъезд - новое кладбище Дальнегорска. Лайонрок и здесь похозяйничал. Многие могилы были основательно подмыты. Приближались Садовские пороги. До сюда мы уже не доплывали - и слава богу! Вскоре я узнаю настоящую горную реку! Сложности начались сразу, как только последние могилы скрылись за поворотом. Перед каждым опасным местом я вылазил, проходил по берегу, высматривая фарватер. Сложность порогов нарастала постепенно, и после каждого порога я выливал из пакрафта всё больше и больше воды. Здесь бы мне и остановиться, не испытывать судьбу. Но нет, блин, надо же было нащупать предел для пакрафта...
           Русло сузилось, посередине торчала огромная скала, оставляя по бокам два узких прохода. Слева была вообще щель, справа - метра 4. Пока маневрировал, не успел поставить пакрафт точно носом на пенный вал. Он накренился настолько сильно, что я уже был морально готов кувыркнуться и задержал дыхание. Но секунда - и я уже выправился и причалил к берегу, но не в пакрафте, а в детском надувном бассейне, до края залитым водой. Кое-как я её слил. Я уже был готов обносить всё по берегу, но была крутая скала, не хотелось на неё забираться. Дальше была ещё одна "бочка", с виду не такая страшная, как предыдущая, а за ней удобное место для причаливания. Поехали. Но тут и был достигнут предел. Всё-таки предыдущий порог был "последним китайским предупреждением". Я его так и назвал - Последний Китайский. Вот он:



На валу следующего, "Перевёртыша",  я обречённо кувыркнулся. Хорошо, что занимаюсь фридайвингом. Страху особо не было. Боялся только об скалу башкой не приложиться. Вынырнул в пене - вода не держит нифига! Зачем-то нацепил плавающую рядом бейсболку. Затем сделал более полезное дело - поймал весло. Нащупал ногами дно. Мимо проплывал перевёрнутый пакрафт - зацепил его, но не удержал на сильном течении. Побежал догонять его по берегу. На следующем пороге увидел, как пакрафт и герма бешенно крутятся в безумном танце. Веслом я до них никак дотянуться не мог. Наконец, герма вырвалась и поплыла. Я с ужасом увидел, что она расстегнулась, а впереди были ещё пороги...
           Порог "Безумец" никак не хотел отдавать мой пакрафт. Я уговаривал речку, типа - да, я дурак, я больше так не буду! Речка мне ещё немного "погрозила" и выплюнула пакрафт из пены порога. Я мигом вскочил в него и погрёб как бешенный догонять шмутки, которые уже скрылись за мостом. Во время погони обошёл по берегу последний Садовский порог. Толком я рассмотреть его не успел. На карте подписал его "Обходительный", за то что он легко обходится по левому берегу. У Тетюхинского водопада я догнал герму и втащил её внутрь. Под мостом на трассе Осиновка - Рудная Пристань разложил все вещи на косе. Повытаскивал аккумуляторы с телефона и фотика. Все вещи были мокрые. Ничего не потерял, кроме заглушки от гермы. Выжался, пошёл на автобусную остановку.



Выводы. Рудная - офигенская речка для спортивного сплава, особенно по умеренно большой воде. Но требует определённой подготовки и знания местных условий. Не лишней будет и страховка, особенно на Садовских порогах. Вообще, туда лучше соваться на спортивном каяке. Вариант обноса по берегу пакрафтов я нарисовал на схеме.
           Всего я прошёл 13 км за 3 часа. Включая разведку и спасательные работы. Чисто ходовых, наверное, меньше 2 часов. Вот весь мой путь с Центра до Садового:



реки, пакрафт

Previous post Next post
Up