Прогулка по Гаване

Jan 29, 2013 16:20

См.также:
Почему возвращаются на Кубу
Сахарные рельсы Херши
Сигары Пинар-дель-Рио
Фотоочерк с юго-востока Кубы

Фантастически красивая архитектура Гаваны сегодня находится в достаточно плачевном состоянии. Несмотря на то, что из города исчезли казино, дорогие магазины, клубы, а главное - миллионеры - проблемы Гаваны начались задолго до прихода к власти Фиделя. Основная часть пышных зданий была построена ещё в 19-м веке, а уже в начале 20-го века, несмотря на продолжение строительного бума, наметились первые признаки упадка. Многие здания оказались запущенными и брошенными уже тогда. Более-менее серьезные попытки остановить развал начались как раз при коммунистах, в частности, под эгидой известного историка Эузебио Лила. К 2001-му году его фонд завершил 76 проектов реставрации зданий и открыл 14 гостиниц.

Первоначальное поселение Cristobal de la Habana было основано в 1515 году в 50 километрах к югу от центра современной Гаваны. Затем город дважды переносился, и в своем нынешнем месте он возник 25 ноября 1515 года. Несмотря на стратегическое положение Гаваны, позволяющее контролировать "вход" в Мексиканский залив, Испанская корона долгое время не считала нужным сколь-либо его обезопасить. Это, в свою очередь, привлекало сюда пиратов и корсаров. Наиболее разрушительным стал набег французского пирата-гугенота Жака де Соре, который в ходе месячного погрома 1555 года стёр его с лица земли. Лишь в 1558 году Корона начала строительство крепостных сооружений, возведя мощную Castillo de la Real Fuerza у входа в залив, которая сохранилась и сегодня. При этом крепостная стена вокруг Гаваны появилась лишь к 1740 году, просуществовав после этого всего лишь 123 года.

В 1762 году город на 11 месяцев захватили британцы, открыв для него режим свободной торговли. А уже в следующем году Гавану вернули обратно Испанской короне в обмен на полуостров Флорида к северу от пролива. В 19-м веке Гавана стала процветающим городом с населением в 130 тысяч, через который осуществлялась основная часть торговли с острова, в первую очередь, табаком. Здесь же имела место быть и работорговля, но в смягченном варианте: рабам разрешалось жениться, владеть собственностью и выкупать самих себя из неволи. В начале 20-го века Гавана стала популярным направлением для туризма с севера, в особенности после введения в США сухого закона в 1919 году. В лучшие годы каждый месяц сюда приезжало отдыхать, играть в казино и пить кубинский ром свыше 10 тысяч американцев. Большое значение на развитие экономики и социальной жизни Кубы в этот период оказал миллионер-меценат Милтон Херши. Одновременно город превратился в излюбленное место мафиозных сходок американских кланов, самая известная из которых состоялась в декабре 1946 года в Hotel Nacional. На данной сходке было принято решение превратить Гавану в Лас-Вегас №2 под контролем мафии, а уже в 1952-м году Батиста назначил одного из главарей этой сходки (Мейер Лански) официальным начальником игорного бизнеса Гаваны.

Попутно страна глубоко погрузилась в коррупцию, с валютных поступлений, поступавших на Кубу, обычным людям перепадало всё меньше и меньше. Фульгенсио Батиста, в очередной раз ставший в главе страны в 1952 году, отменяет выборы и жестко подавляет малейшую активность оппозиции, загоняя её в подполье. Надо отметить при этом, что изначально вклад Батисты в развитие Кубы был не столь уж негативным. Будучи серым кардиналом всей страны на протяжении десятилетий, он сделал её независимой, приложил немало усилий к развитию здравоохранения и образования. Так или иначе, но к середине 50-х ситуация на Кубе накалилась до предела, и главным очагом недовольства стали университеты страны. Предпосылки к приходу нового лидера сложились - люди были готовы уцепиться хотя бы за кого-нибудь, кто мог бы изменить такую ситуацию. Им вполне бы мог стать Хосе Антонио Эчеварриа, лидер восставших студентов университета Ведадо, но в ходе неудавшегося заговора против Батисты он был убит. В 1958 году при поддержке Эрнесто Че Геварра Фидель Кастро берёт под контроль большую часть страны, а 1 января 1959 года поверженный Батиста бежит в США.

Изначально адвокат Фидель Кастро не был жестким сторонником марксизма-ленинизма и, даже более того, был против закрытия казино, т.к. это привело бы к потере рабочих мест. Но по мере ухудшения отношений с США, куда бежала значительная часть кубинской элиты, Кастро быстро двигался влево. В 1961-м году США разрывают с Кубой дипломатические отношения, а в декабре этого года Фидель, оказавшись перед лицом экономической и политической изоляции, провозглашает себя марксистом-ленинистом.



Железнодорожная линия вдоль Avenida del Puerto обслуживается государственной компанией Ferrocarriles Nacionales de Cuba



Вид на Avenida de Belgica



Основной принцип в архитектуре Гаваны - пышность и роскошь. В этом ряду зданий отчетливо прослеживаются мавританские мотивы



Гаванцы стоят в очереди к телефонному автомату компании ETECSA. Мобильная связь в стране при этом уже разрешена



Ярко-красный ВАЗ 2101 едет по Avenida de Belgica



На этом снимке, сделанном на улице Arcenal вблизи железнодорожной станции, видны старые трамвайные рельсы. Здания в полуразрушенном состоянии видны в Гаване довольно часто



Несмотря на ограниченные средства, государство всё-таки предпринимает попытки реставрации зданий. Эта фотография была сделана на улице Agramonte (Zulueta)



Элегантная колоннада на San Juan de Dios



Величественное здание Капитолия, возведенное в 1929 году, вобрало в себя мотивы вашингтонского Капитолия и парижского Пантеона. В архитектуре здания отчетливо видны принципы неоклассицизма и арт-нуво. Изначально здание выполняло роль парламента страны, затем размещало революционное правительство, а сегодня здесь расположена Академия наук



Архитектурный комплекс площади перед Капитолием дополняется яркими зданиями в колониальном и барочном стиле



Gran Teatro de la Habana, возведенный в 1915 году, является одним из наиболее ярких образцов необарокко. Здание поражает воображение обилием лепнины



Paseo del Prado представляет из себя широкий тенистый бульвар, окруженный роскошными зданиями преимущественно 19-го века застройки



Каждый день Гавана теряет три здания - их больше нет смысла ремонтировать. Но даже такая статистика шаг вперед в сравнении с тем, что было раньше



Тенистые ветви небольшого сквера возле набережной Parque de los Enamorados укроют путешественника от палящего зноя



Свеженький автобус МАЗ мчится по Avenida del Puerto в самом центре города



Здание университета, возведенное из стекла и бетона, отражает лики старой Гаваны



На улицах Гаваны дети повсюду гоняют мяч. Компьютеров с видеоиграми в стране всё ещё очень мало, Интернета нет, вот и приходится вести здоровой образ жизни



Индустриальный комплекс на восточном побережье Гаванского залива вовсю дымит и чадит в воздух города наряду с коптящими древними автомобилями и автобусами. Как результат, воздух в Гаване очень сильно загазован



Старая площадь (Plaza Viejo) в целом уже отреставрирована, производя впечатление средневекового испанского города. Появилась Plaza Viejo ещё в 1559 году. В центре кадра виднеется фонтан, сооруженный заново в 1980-е годы, после того, как Старая Гавана была признана всемирным архитектурным наследием под охраной ЮНЕСКО. Старый фонтан с четырьмя дельфинами был снесен в 1930-е годы в ходе строительства подземного парковочного комплекса. Примерно так выглядят и остальные отреставрированные улочки и площади в центре старой Гаваны



Стоит отступить чуть в сторону от "диснейленда", как глазам открывается вот такая картина: мрачные узкие улицы, заколоченные окна и двери, необитаемые верхние этажи. На снимке - улица Muralla



С севера - там, где Гавана соприкасается с океаном - город окаймляет широкая набережная Malecón с весьма пёстрой архитектурой. Ограничение скорости на этой набережной - 80 км/ч



Довольно типичный вид окраин Гаваны - на снимке изображена Avenida 23

См.также:
Почему возвращаются на Кубу
Сахарные рельсы Херши
Сигары Пинар-дель-Рио
Фотоочерк с юго-востока Кубы
Previous post Next post
Up