Из оннагата в футанари

Feb 25, 2013 15:35



Эти листы, будучи картинками, иллюстрирующими изменчивый мир прошлого, тоже имеют свойство изменяться. Точнее, с самим листами ничего не происходит, но по мере выяснения разных деталей ( нигао аккурат к подобным деталям и относится), меняется их восприятие.
Теперь у нас на листе №1 из этого триптиха больше нет абстрактных актеров. Все изображенные здесь на переднем плане люди подразумевают совершенно определенных личностей, бывших японскими театральными звездами в 1853 году. К остальным листам данное утверждение тоже относится, просто я пока еще не всех актеров узнавать умею.


Итак, это у нас, как и уже было сказано ранее, Итикава Дандзю:ро: VIII. Его нигао довольно примечательно, а его популярность была такова, что на театральных листах из Эдо первой половины 1850 годов он встречается едва ли не чаще, чем все остальные звездные актеры. Его наличие, да еще и первым справа (т.е. с того края, с которого надо начинать рассматривать композицию целиком) сулит нам на этих листах представительство звезд Кабуки самого высшего разряда.


Левее Дандзю:ро: VIII собрались любители покурить в лице 坂東彦三郎 - Бандо: Хикосабуро: V (1832 - 1877 г.г.) (в собрании Британского музея есть лист, с похожим выражением на лице этого актера) и уже знакомый нам Сэки Сандзю:ро: III.


Присевший отдохнуть оннагата и в самом деле Оноуэ Кикудзиро: II - актер, который нам уже встречался ранее.
Можно предположить, что на этом триптихе актеры изображены в виде персонажей пьес, однако это не так. Если не приглядываться, то может сложиться впечатление, что оннагата на этих листах одеты в женскую одежду, но в действительности же это, если можно так выразиться, одежда, пошитая на женский манер. В нашем случае под понятием "одежда" подразумевается не только то, во что именно одеты актеры, но и то, как они выглядят в целом - манера одеваться, прическа и т.д.
Сейчас дело обстоит иначе, но в период Эдо актеры Кабуки, чьей специализацией были исключительно женские роли, не только воплощали эти образы на сцене, но и вели женский образ жизни. То, что в наши дни оформилось во много кого шокирующий современный изобразительный жанр 二成 - футанари в основе своей имеет довольно много общего с тем, что вне сцены в умах современников из себя представляли оннагата старого времени.
Однако с точки зрения сурового права токугавского общества оннагата были мужчинами. Данное положение, насколько мне известно, ни в каких законодательных сводах не прописано, но женщинам в Кабуки запрещено участвовать с 1629 г., а не признанным совершеннолетними юношам - с 1642 г. Точнее, в 1642 году самурайская администрация запретила оннагата совсем, но в 1655 г.этот запрет был снят в обмен на достаточно жесткие ограничения в Кабуки, которые коснулись и внешнего облика актеров, игравших женские роли.


В частности, оннагата должны были носить мужскую прическу 丁髷 - тёммагэ , которая подразумевает наличие выбритого лба. В наши дни оннагата используют на сцене парики, но это относительно недавнее нововведение. Во времена, когда эти актеры были скорее женщинами, нежели мужчинами, они не пользовались париками, но делали себе прически из собственных волос. Одним из способов прикрытия выбритого на мужской манер лба было ношение специальной повязки, которая называлась 紫牟子 - мурасаки бо:си. В наши дни это название переводят как "пурпурная шапка", но в старину у слова 牟子 - бо:си было более широкое значение - "то, чем можно покрыть голову", а сама повязка могла быть не только пурпурного цвета. Мурасаки бо:си чаще носили на сцене, а в обыденной жизни оннагата носили простые, но элегантные модификации повседневных женских причесок, в которых лоб был выбрит как и положено, но побритое место прикрывалось специально уложенными локонами:


つづく

гравюра, нигао, японская история, Тоёкуни III, искусствоведческий флуд, Кабуки, Эдо, якуся-э

Previous post Next post
Up