Про доминирование, абсолютизм и прочие мелкие частности

Jan 08, 2013 15:01



Эти анимешные девочки, в которых можно узнать нынешних главных идолов японской поп-сцены, как бы говорят: "Взорвитесь мозги! Этот пост написан олдовым хиппаном, но он посвящен японской поп-музыке!"

Совершенно неожиданно даже для самого себя вчера, в свой последний вольный день, предшествующий возвращению на каторгу обслуживания информационных интересов сильных мира сего, я довольно внушительный отрезок времени провел за разглядыванием сводного японского рейтинга самых хорошо продавшихся синглов 2012 года. Я правда не понял, по чьей версии, ибо данные по считающемуся основным музыкальным рейтингом Oricon несколько различаются, с теми, по которым написан этот пост, но различия эти не будут очень существенными, так что без разницы.
Сразу скажу, что данный пост лицам, которые любят постенать в духе Цицерона про времена и нравы, по вкусу не придется. Данный рейтинг вовсе не является отображением всей карты современной японской музыкальной индустрии. Он только про то, насколько коммерчески успешными оказались продукты из поп-музыкального отдела супермаркета под названием J-showbiz. Согласитесь, что человек, который в отделе сладостей ищет мясо, выглядит комично. Даже при том, что в низах этого рейтинга можно наблюдать некоторое количество номинальных рок-исполнителей, не стоит впадать в заблуждение, и принимать это дело за чистую монету. Это, если можно так выразиться, карамель "Мясная", но никак не мясо в чистом виде :)

image Click to view


Если кто-то хочет убедиться в том, что в японском поп-королевстве в нынешние времена царит диктатура, то ему можно даже не утруждать себя просмотром этого рейтинга. В наши дни любому человеку, способному отличить "тойоту" от "мицубиси" известно, что в нынешнем мире японской поп-музыки господствует идол-феномен под наименование AKB48. Если же говорить не только про обладающую сложной внутренней структурой идол-группу AKB48, но и вообще про все производные агентства AKS, имеющие числительный индекс 48 после латинской аббревиатуры, то речь у нас пойдет даже не про господство, но про абсолютное доминирование. Статистические показател семейства48  в 2012 году выдались впечатляющими: из 100 самых продавшихся синглов, 31 принадлежит им, при этом первая пятерка мест этого рейтинга всецело осталась за AKB48 непосредственно.


Я, кстати, не уверен, что на этой картинке представлен актуальный на сегодня состав АКБ48. Если "мо:мусок" различать я выучился-таки, то вот в частности АКБ48 совать свой нос я до сих пор побаиваюсь. Я и без того в тонкости обустройства мира современной японской поп-музыки погрузился глубже, чем изначально планировал

Нынешнее положение вещей в японском поп-музыкальном мире иногда называют 戦アイドル時代 - Сэн айдору дзидай - периодом Сражающихся идолов, по аналогии с периодом феодальных войн из японскойкитайской) истории. Мне кажется, что это уже изрядно устаревшее название, ибо битва за главенствующее положение, развернувшаяся в районе 2005-2009 г.г. выиграна  семейством48.  Так что в пору вводить в терминологию понятие AKB48時代 AKB48 дзидай - период АКБ48. Понятно, что в течение ближайших лет пяти АКБ-мания постепенно пойдет на спад, они займут свое стабильное место в системе современных поп-ценностей, а их на вершине сменит кто-нибудь другой, но на данный момент господство семейства48 - явление неоспоримое.


Если с AKB48 в поп-музыкальном мире полная ясность, то вот некоторые из исполнителей, часто встречающихся в сотне нынче самых продаваемых , стали для меня неожиданностью. Например, бойз-бэнд  SMAP. Этот коллектив впервые попал в центр всеобщего внимания в 1991 году, когда в Европах-Америках пошла очередная волна моды на медоточивые юношеские поп-группы.
"Ударим нашим СМЭПом по их Нью Кидс Он Зэ Блок!" - сказали продюсеры и маркетологи, а публика радостно подхватила их начинание. Старшеклассницы, студентки-первокурсницы и скучающие домохозяйки, заслышав голоса шестерых милых юношей, поющих про 愛 - ай, 恋 - кои, и всяческий прочий 恋愛 - рэнай, томно вздыхали, украдкой смахивали набежавшую слезу, затаивали глубоко в сердце мечту о красивой романтической любви... и шли покупать новый сингл (а также прочую сопутствующую продукцию) имени своих сладкоголосых идолов.
Так вот, к моему изрядному удивлению, за 20 с лишним лет SMAP не только никуда не делись (уменьшились правда в составе на одного человека), но и по-прежнему в стабильном составе (!) появляются на сцене в облике романтических юношей. При этом самому молодому из участников группы нынче 35 лет, а самым старшим уже по 40! Публика же по-прежнему внимает их сладкоголосым напевам и, как показывают рейтинги продаж, охотно раскупает их записи. Если стабильность и в самом деле является признаком мастерства, то этим замаскированным под юношей взрослым дядькам (и их менеджменту, конечно же) остается только рукоплескать и оказывать все прочие знаки уважения.


Однако даже наличие SMAP в этом рейтинге померкло в моих глазах, когда я добрался до 60-й позиции. Там в 2012 году посчастливилось оказаться певице  水森かおり - Мидзумори Каори, и вот ее-то в этом рейтинге я менее всего ожидал повстречать. Вот та самая песня, которая туда попала:

image Click to view


ひとり長良川 - хитори нагарагава -  что можно, после придания взгляду должной романтической томности, перевести как "Одна на речном берегу". Прямо-таки сам по себе напрашивается монолог от лица Мидзумори-сан:
"И вот стою я тут перед вами - простая японская исполнительница песен в жанре энка.  Одна, посреди кавайного плюшевого царства идолов всех мыслимых и немыслимых фасонов и цветов. Стою и воспеваю уникальные редкости и красоты родных краев, традиционные женские радости и прочие непреходящие ценности".
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день глобализация с интернационализацией-с. М-да.


Ну а вообще-то я решил в дебри сингловых продаж забраться, чтобы посмотреть, попали ли туда "мо:муски" в своей современной формации. Да, они там тоже есть. 89-я и 70-я позиции. В период чужого абсолютного господства вчерашние абсолютные властители предпочитают скромно держаться в тени. Таковы законы выживания в бренном, изменчивом мире современной поп-культуры.

житейское, музыкальная пауза, искусствоведческий флуд, мо:мусу-пост, забавное

Previous post Next post
Up