Рыба Сом с большим усОМ (4)

Apr 23, 2011 10:59


Предыдущие части - 1, 2, 3.

Намадзу нельзя назвать исключительно нехорошим созданием. Одна из особенностей японского мироощущения в том, что в их системе координат не существует жесткого разграничения между добром и злом. Граница между этими двумя понятиями размыта и в особенности это относится к тем местам, где верования синто смешивались с уже упоминавшейся выше китайской концепцией баланса Инь-Ян. Получался довольно любопытный эстетико-мировоззренческий коктейль, в котором многое переворачивалось с ног на голову, или же, если применять это расхожее выражение по отношении к Намадзу - с хвоста на усы.
Вот перед нами одна из таких гравюр:


Намадзу здесь уже представлен не в роли первопричины стихийного бедствия, но в качестве спасателя (точнее, спасателей, ибо в данном случае Намадзу размножился, что тоже с ним случается), помогающего людям выбраться из под развалин. Такие вот сомовьи (или соминые) метаморфозы - из главного источника несчастья в герои-спасатели. Спрашивается, а как такое вообще могло приключиться?



Николай Иосифович Конрад (1891-1970)

Чтобы лучше понять и почувствовать все нюансы превращений Намадзу, давайте для начала обратимся за помощью к замечательному историческому очерку Николая Иосифовича Конрада "Япония. Народ и государство", изданному в Петрограде в 1923 году. Вот что он пишет:

"Правление Саданобу (Мацудайра Саданобу (1759-1829 г.г.) - реформатор, один из верховных сановников правительства Токугава во время властвования 11-го сегуна Токугава Иэнари - примечание мое) явилось последней полосой процветания третьей империи (так в очерке Николай Иосифович называет период Эдо - прим. опять мое), в его время оппозиция сегунскому режиму хоть и была уже значительной, но все же не выступала открыто с попытками ниспровержения существовашего строя. Понадобились внешние события, чтобы оппозиция могла перейти от слов к делу, от пропаганды к действию. Поэтому рассматриваемый нами период знаменует собой зенит третьей империи, с которого начинается неуклонное падение. Может быть, деятельность Саданобу и подобных ему, вроде его преемника у власти Мидзуно Тадакуни, и сдерживала бы еще в течение долгого времени разраставшееся антисегунское движение, если бы не произошло роковое для Бакуфу внешнее событие 1853 г., сразу дезорганизовавшее всю политику центрального правительства, совершенное неподготовленного к нему, а с другой стороны, - придавшее новые силы оппозиции. Этим событием было появление в японских водах у самой столицы, в бухте Урага, американского военного флота под водительством знаменитого "крестного отца" новой Японии - коммодора Перри. С этого момента начинается неуклонное разложение Бакуфу и распад третьей империи. И внутренние, и внешние события неминуемо ведут к этому".


Вот таким коммодора ВМФ США Мэттью С. Перри изображали на гравюрах

Чувствуете, каковы общественно-политические декорации, на фоне которых приключилось Великое землетрясение эпохи Ансэй?
А теперь в этот заваривающийся политический бульон надо добавить любую вариацию, популярнейшей в среде интеллектуалов всех сословий, теории о балансе сил Инь-Ян, при нарушении которого на страну начинают обрушиваться различные бедствия. И у нас получается, что землетрясение, будучи логичным следствием нарушения этого баланса, вовсе не случайное явление, а закономерное воздаяние, целью которого является  очищение мира от скверны нарушения порядка мироустройства.  Оно, точно также как и появление у японских берегов эскадры коммодора Перри - симптомы болезни, которые Инь-Ян (варианты: Природа, Стихия, Проведение и т.д.) пытается исцелить самостоятельно и доступными средствами.
Все эти соображения, естественно, начали всплывать не сразу же после бедствия, а ко времени, когда горожане, оправившись от страха и неопредленности, начали переосмыслять случившееся и встраивать его в свою систему мироощущения. Тогда-то Намадзу в сознании людей (и гравюрном творчестве, которое всегда очень чутко реагировало на подобные вещи) из источника бедствия превратился  в 世直大明神 - ЁНАОСИ ДАЙМЁ:ДЗИН - Великое божество очищения мира.

Продолжение следует

намадзу-э, гравюра, японская история, искусствоведческий флуд, Эдо

Previous post Next post
Up