Вступление Часть первая. Бэнкэй
Начать приводить в надлежащий вид эту героическую пару я решил с Бэнкэя. Его главной проблемой была утрата нескольких предметов. Где именно он их потерял и при каких обстоятельствах - остается только догадываться, но мы этим заниматься не будем. Даже если мы узнаем, вряд ли потерянные вещи до сих пор там лежат.
Мой опыт общения с кукольной публикой подсказывает, что в подобной ситуации гораздо эффективнее задумываться не о том, как вернуть персонажу потерянные им вещи, а есть ли возможность восполнить недостающее так, чтобы потом складывалось впечатление, будто бы персонаж ничего не терял.
Бэнкэй во время примерки посоха
В данной ситуации мои скромные познания в японской культуре вообще, и истории японского театра в частности, позволили мне прийти к заключению, что за долгие годы своей кукольной жизни Бэнкэй лишился двух предметов
а) 錫杖 - сякудзе: - монашеского посоха (в данном случае, посоха горного отшельника).
б) либо собственно кандзинтё: - пустого свитка, из которого Бэнкэй зачитывал как бы имена жертвователей, либо 数珠 - дзюдзу - четок, являющихся еще одним неотъемлемым атрибутом человека, практикующего путь духовных исканий.
Еще на 結袈裟 - юийгэса - поясе горного отшельника, отсутствует один шарик. На момент, когда делались фотографии, я еще не знал, из чего сделать замену.
Соблазн вручить в левую руку Бэнкэю свиток был велик. Однако в конечном итоге этот замысел пришлось зарезать. Я просмотрел около сотни гравюрных листов разных художников, изображающих диалог между Бэнкэем и Саэмоном. Исключая листы, на которых Бэнкэй зачитывает имена мнимых жертвователей, нигде более свиток задействован не был. Выбирая сцену, в которой неизвестный ремесленник запечатлел этих героев в моей кукольной миниатюре, я остановил свой выбор на следующем после зачитывания «имен» диалоге, во время которого Саэмон экзаменует монаха на предмет знания буддийской премудрости.
В этой сцене свитка уже нет, но есть четки, которые и были сделаны мной из обыкновенного черного бисера минут за 10, благо компонентов для их изготовления нужно немного и все они оказались у меня под рукой.
С посохом тоже особенных затруднений не возникло, благо в отечественных супермаркетах всегда можно купить такую штуку, как «шампуры древесные». Вообще и шампуры, зубочистки, деревянные палочки от мороженого и т.д. - в высшей степени полезные вещи для кукольной публики. В их мире из этого добра отлично получаются стрелы, древки знамен и копий, посохи и все такое прочее. С посохом работы тоже было немного. Отрезать от шампура фрагмент подходящей длины, покрыть его морилкой «благородного цвета» (все-таки это тот самый посох, которым Бэнкэй бил своего господина) и сделать «потайное» навершие из кусочка бумаги и веревочки - примерялось и сохло все это дело гораздо дольше, чем собиралось.
При сборке вскрылась одна любопытная деталь - наши кукольные друзья некогда имели несчастье откуда-то упасть. Падали они с небольшой высоты, иначе их сохранность была бы гораздо хуже. Наверное, это падение и послужило поводом для перевода этой пары из кукол демонстрационных в кукол чуланных.
Во время примерки на Бэнкэя свежеизготовленных аксессуаров выяснилось, что его новые четки очень неплохо маскируют отколовшиеся в результате падения пальцы на левой руке. Затем героический монах был повернут в пол-оборота налево относительно передней части своей подставки и застыл в ожидании своего противника…
Продолжение (оно же окончание) следует