Король в Японии (1) - Вступление

Jan 16, 2015 11:39




Заключительная четверть XIX века могла бы войти в японскую историю под каким-нибудь развеселым названием, вроде "эпоха монарших визитов", потому что это было время визитов зарубеж представителей самых разных правящих монарших домов мира - от самых больших до самых маленьких (наследник российского престола, если помните, тоже посещали-с Японию в то время). Япония, прикладывавшая немало сил для демонстрации всему миру, что становится современной державой, разницы в монарших масштабах не делала и с равным радушием принимала всех. На фото показан монарх, которого совершенно точно невозможно причислить к большим, но в данном случае "мал золотник, да дорог", потому что это был самый первый из иностранных королей, чья нога ступала на землю Страны Ва. Если в наши дни на территориях, некогда принадлежавших его короне, решат реставрировать монархию, а монарха будут выбирать согласно традиционному способу, то я, пожалуй, запишусь в кандидаты на соискание монаршей должности одним из первых, потому что речь идет про королевство Гавайи :) На этом фото изображен гавайский король Давид Калакауа Первый (1836-1891 г.г.), возможно, самый блистательный монарх в сравнительно короткой, но колоритной истории этого тропического королевства.
О степени монаршей блистательности можно спорить, ибо представления об этой единице королевского измерения разнятся от одного простого смертного к другому, но тем не менее даже король столь скромного и экзотического государства, каким было королевство Гавайи, все же является королем и  простыми смертным с этим обстоятельством нужно волей-неволей считаться. Король Калакауа I (его полное имя, Давид Ла'амеа Каманакапу'у Махинулани Налаиаехуокалани Лумиалани Калакауа, вызывало у белых людей онемение языка уже в конце XIX века, и по сему для простоты восприятия его принято именовать по последнему имени) был личностью сложной, яркой, противоречивой, как и положено любому монарху, про которого интересно рассказывать.
В 1881 году Калакауа I, испытывая утомление от очередного раунда политической борьбы в своем королевстве, а также имея желание заявить о себе миру и познакомиться с государственным обустройством в других странах мира, отправился в кругосветное путешествие. Так король Гавайских островов попал в мировую историю, потому что это было первое в истории кругосветное путешествие правящего монарха - остальные величества отправляли посмотреть мир и за честь державы постоять своих наследников, близких и дальних родственников, членов правительств, но никогда не путешествовали сами. Кроме того, во многих странах из длинной череды тех, которые Его Величество изволили-с посетить, он оказался первым в их истории гостящим правящим монархом, так что это королевское путешествие имеет достаточно веские основания для того, чтобы его величали историческим в прямом смысле. Об этом путешествии сопровождавший короля член правительства, пожалованный для солидности рангом министра, Уильям Невин Армстронг написал весьма увлекательную книгу "Around the world With a king", которая в наши дни читается скорее не как мемуары, имеющие предметом реальные события, но художественный роман в духе верновского "Вокруг света за 80 дней" напополам с гоголевским "Ревизором".


Япония занимает в "Вокруг света в обществе короля" целых семь глав, что с учетом особой роли, которую сыграла эта страна в смысле придания королевскому вояжу солидности, пожалуй, довольно скромный объем.
Впрочем, давайте начнем не сразу с приезда короля в Японию, а с того, как изначально виделось это путешествие мистеру Армстронгу:

Наша группа была своеобразной.  Она состояла из школьных приятелей, подтиравших друг другу носы в песочнице тридцать лет назад, и ставших теперь королём [Калакауа I], министром [Уильям Армстронг] и канцлером [полковник Чарльз Джадд], а еще из немецкого барона в обличии камердинера. И хотя королевство было крошечным, оно все же принадлежало семейству христианских наций, что давало право рассчитывать на королевские церемонии на усмотрение принимающих наций. Однако, так как наша страна территориально была всего лишь несколькими выпуклыми точками, мы скромно ожидали, что королевского приема не будет. Если монархи, братья моего августейшего господина, допустят его на короткую аудиенцию и пожмут его руку, то это будет (как мы считали) в духе ситуации, когда богатые и могущественные люди отмечают дальнее родство, прикладывая в приветствии два пальца  к виску, и, в случае особой щедрости, подающие дальнему родственнику немного недоеденного мяса в боковой комнате. Мы были готовы удовлетвориться простейшим приветствием и, дабы избежать неловкости, держали наготове наши обличья-инкогнито. Никаких официальных объявлений о своих предполагаемых визитах король не делал. Короче говоря, чтобы избежать возможных унижений, мы путешествовали скромно.

(продолжение следует)

переводное, Мэйдзи, книга, забавное, полюбился как родной, история

Previous post Next post
Up