I'm curious how & why

Dec 27, 2013 12:08




Если не принимать в расчет то обстоятельство, что в самом своем начале Кабуки был женским исполнительским искусством, а до того еще были исполнительницы сирабё:си, чьей специализацией были мужские образы, то можно считать что появление театра "Такарадзука ревю" в октябре 1913 года было событием для Японии неслыханным. Однако, если задуматься, то под соусом неслыханности было подано всего лишь очередное проявление театральной Японии, которая даже в новое и новейшее время продолжала и продолжает оставаться собой - царством 物真似 - мономанэ - имитации, в котором имитация зачастую ценится выше оригинала.



А началась история этого японского театра ровно 100 лет назад - в 1913 году. Жил в то время в Японии человек по имени 小林 一三 - Кобаяси Итидзо: (3 января 1878 - 25 января 1957 г.г.) - личность, вне всяких сомнений, великая. Как и положено великой личности, был он человеком многогранным и сложным. Кобаяси-сан был одновременно акулой капитализма и просвещенным покровителем искусств, личностью, по смыслу очень близкой к традиционному японскому идеалу правителя, умеющему одинаково умело управляться с мечом и кистью.
Он был железнодорожным магнатом, владельцем пригородных железных дорог, ныне известных под названием 阪急電鉄株式会社 - Ханкю: дэнсэцу кабусики кайся - акционерное общество "Железные дороги "Ханкю:". В 1930-е годы он придерживался националистических убеждений, был сторонником расширения Японской империи, и когда в 1940 году было учреждено Общество сторонников императорского курса (大政翼賛会 - Тайсэйёкусанкай), он стал одним из его активных участников. Еще в 1930-е годы он был почитателем Адольфа Гитлера, что в наше дни выглядит довольно предосудительно, но в те времена было достаточно распространенным явлением. Это, если можно так выразиться, будет "акулья сторона" его личности.
В качестве покровителя и знатока искусств Кобаяси Итидзо: был человеком не менее ярким, нежели в своих "акульих" проявлениях. Будучи просвещенным националистом Кобаяси-сан был очень хорошо знаком с традиционной культурой собственной страны и активно интересовался культурой иностранной, т.е. западной. Он не только много и охотно помогал художникам, литераторам и театральным деятелям, но и сам выступал инициатором культурных проектов. Некоторые из этих проектов оказались настолько успешными, что представление о современной популярной культуре Японии без понимания их места внутри этого культурного пространства будет неполным.


Это может показаться неожиданным, но окрещенный мной в начале поста "революционным" театр мог и не появиться на свет, если бы "акульи" интересы Кобаяси Итидзо: не совпали с культурными. В  районе 1913 года он решал задачу увеличения пассажиропотока на железной дороге "Ханкю:". Одним из населенных пунктов, в которых Кобаяси-сан желал видеть больше людей, был известный тогда лишь в качестве курорта с горячими источниками город Такарадзука (совр. преф. Хё:го).
Метод решения задачи может показаться не очевидным для иностранцев, но с японской точки зрения это будет достаточно natural way of thinking. Что может привлечь внимание масс к месту, которое прежде много людей не посещало? Ну конечно же новая достопримечательность! В японском случае типичными достопримечательностями могут быть красивые природные ландшафты, локальные кулинарные вариации и увеселительные заведения.
Кобаяси Итидзо: решил, что в Такарадзуке должен появится театр и на то у него были свои резоны. На момент принятия решения именно театр в Японии был развлекательным искусством №1. Представители образованного среднего класса и элит предпочитали западный театр, люди попроще - старый добрый Кабуки, к тому времени еще не окончательно превратившийся в классический театр. Кобаяси-сан был знаком с Кабуки, но считал что его время уже принадлежит прошлому (он ведь был представителем того самого поколения), а будущее - западному театру. Вместе с тем он понимал, что открытия западного театра в Такарадзуке будет недостаточно, ибо лишенному интеллектуальных исканий простому народу старый добрый Кабуки по-прежнему был милее и дороже всех этих не очень понятных западных театральных умствований. Как следствие, на свет появилась концепция популярного музыкального театра, совмещающая в себе элементы обеих театральных ветвей. Главной новизной (точнее, "старой новизной", но тем не менее) стал тот факт, что актерский состав был исключительно женским, а исполнительский стиль подразумевал нечто среднее между традиционным Кабуки и модной европейской опереттой. Получилось актуально и с японской точки настолько привлекательно, что заданного эстетического вектора хватило на сто лет и театральный потенциал этого предприятия явно далек от исчерпания.
В подробности послевоенной метаморфозы "Такарадзука ревю", когда в качестве образца для подражания оперетту сменил бродвейский мюзикл, я пока не посвящен. Но уже знаю источник, который поможет прояснить этот занимательный вопрос. А пока что вот вам легендарная современница Вао Ё:ка. В совсем недавнем прошлом она была отокояку в ранге топ-звезды театра "Такарадзука ревю", сейчас у нее сольная карьера. Это фрагмент из японской версии мюзикла "Дракула". Японская версия - единственная из всех существующих, в которой роль Дракулы исполняет женщина.

image Click to view

житейское, японская история, Такарадзука, полюбился как родной, Тайсё, Хэйсэй, Сёва

Previous post Next post
Up