В пространстве и во времени

Nov 12, 2013 15:21



Рецензия - не рецензия, но что-то типа читательского отзыва на эту книгу в моем ЖЖ должно быть. В данном случае отзыв получается неполноценным, ибо до конца я эту книгу еще не прочел.


Но тем не менее, даже уже прочитанного достаточно для того, чтобы не остаться разочарованным. В аннотации Theatre In The East отрекомендована в том числе и как armchair traveler guide - путеводитель для любителей путешествовать, не отрывая пятую точку от поверхности для сидения.


На момент выхода книги в свет ее также предлагалось использовать и в качестве путеводителя для полноценных путешественников в пространстве. Сейчас, по вполне понятным причинам, описательная часть, посвященная актуальным тогда исполнительским искусствам, свою актуальность утратила. Однако исторические обзоры, которыми Ф.Б. снабдил все главы этой книги, актуальности своей не утратили, ибо в них речь идет о делах чуть менее удаленных от времени рассказчика, нежели наше.
Если вы воспринимаете актуальность в качестве главной ценности подобной литературы, то в таком случае "Театр в Азии" не произведет должного впечатления. Однако, если формат "кресельного вояжа" не только в пространстве, но и во времени, представляет для вас интерес, то пройти мимо этой книги будет очень сложно. Вторая ситуация будет аккурат моим случаем, к тому же помноженным на интерес к личности автора, так что... :)
Маршрут и темы, по которым проложено повествование Ф.Б. выглядят так:






Это даже не путешествие по театральным искусствам Азии, а настоящий grand tour. Из национальных центров театральной культуры региона без внимания осталась, пожалуй, только Корея, которой на тот момент было попросту не до исполнительских искусств. Каждую из глав-мест путешествия Ф.Б. условно разделил на три части Dance - Drama - Modern Theatre. При том, что объем каждой из глав небольшой и они не претендуют на исчерпывающую полноту, такое деление позволило сделать их чрезвычайно насыщенными полезной информацией и подробностями, которые складываются в единую картину всего региона.
Ну и на закуску некоторое количество фотоматериалов из этой книги.


Индийская танцовщица Баласарасвати - легенда индийского танцевального искусства XX века. Ф.Б. был знаком с ней лично и многие из технических подробностей индийского танца, изложенных в этой книге, он почерпнул от нее.


Цейлон (ныне - Шри-Ланка). В годы появления этой книги на свет остров был еще британским доминионом. К слову, нынешняя форма народной драмы Колам имеет довольно значительные различия с тем, что видел Ф.Б.


Камбоджа, дворцовые танцовщицы во время представления в руинах всемирно известного храма Ангкор-Ват. История этой страны так повернулась, что в наши дни камбоджийцам приходится восстанавливать собственные национальные искусства в том числе и по фотографиям, подобным этой.


Фотографий, посвященных японским исполнительским искусствам, в книге больше всего, что совсем неудивительно. Ф.Б. ведь, в первую очередь, японофил и уже во все остальные - исследователь азиатского театра.


Окинава - это Япония в административном смысле, но в смысле исполнительских искусств этот остров можно считать явлением обособленным.


Япония является завершающей главой книги, но Ф.Б. знает толк в сценических эффектах. Японская глава начинается с отсылки читателя к первой главе книги, посвященной индийским исполнительским искусствам.




Вот так выглядит разворот, посвященный пути, который проделало японское театральное искусство от начала периода Эдо до 1950-х годов. Очень необычно видеть слова "молодые артисты Кабуки" возле имен великих Накамуры Утаэмона VI и Мацумото Ко:сиро: VIII, но на момент появления книги они действительно были уже звездными, но молодыми актерами.
Мидзутани Яэко... легенда актриса симпа - "нового театра" и кинематографа. Она довольно широко известна на Западе в качестве "безымянной японской актрисы" на фото с Чарли Чаплиным. Само собой, это далеко не единственное ее достоинство :)


И, наконец, эффектнейшее фото с Утаэмоном VI, сделанное за несколько секунд до его появления на ханамити. На мой вкус, очень эффектная точка для поста!

японская история, искусствоведческий флуд, застранство, Сёва, Ф.Б., книга, фотография, полюбился как родной, Эдо, история

Previous post Next post
Up