Рецензия - не рецензия, но что-то типа читательского отзыва на эту книгу в моем ЖЖ должно быть. В данном случае отзыв получается неполноценным, ибо до конца я эту книгу еще не прочел.
Но тем не менее, даже уже прочитанного достаточно для того, чтобы не остаться разочарованным. В аннотации Theatre In The East отрекомендована в том числе и как armchair traveler guide - путеводитель для любителей путешествовать, не отрывая пятую точку от поверхности для сидения.
На момент выхода книги в свет ее также предлагалось использовать и в качестве путеводителя для полноценных путешественников в пространстве. Сейчас, по вполне понятным причинам, описательная часть, посвященная актуальным тогда исполнительским искусствам, свою актуальность утратила. Однако исторические обзоры, которыми Ф.Б. снабдил все главы этой книги, актуальности своей не утратили, ибо в них речь идет о делах чуть менее удаленных от времени рассказчика, нежели наше.
Если вы воспринимаете актуальность в качестве главной ценности подобной литературы, то в таком случае "Театр в Азии" не произведет должного впечатления. Однако, если формат "кресельного вояжа" не только в пространстве, но и во времени, представляет для вас интерес, то пройти мимо этой книги будет очень сложно. Вторая ситуация будет аккурат моим случаем, к тому же помноженным на интерес к личности автора, так что... :)
Маршрут и темы, по которым проложено повествование Ф.Б. выглядят так:
Это даже не путешествие по театральным искусствам Азии, а настоящий grand tour. Из национальных центров театральной культуры региона без внимания осталась, пожалуй, только Корея, которой на тот момент было попросту не до исполнительских искусств. Каждую из глав-мест путешествия Ф.Б. условно разделил на три части Dance - Drama - Modern Theatre. При том, что объем каждой из глав небольшой и они не претендуют на исчерпывающую полноту, такое деление позволило сделать их чрезвычайно насыщенными полезной информацией и подробностями, которые складываются в единую картину всего региона.
Ну и на закуску некоторое количество фотоматериалов из этой книги.
Индийская танцовщица
Баласарасвати - легенда индийского танцевального искусства XX века. Ф.Б. был знаком с ней лично и многие из технических подробностей индийского танца, изложенных в этой книге, он почерпнул от нее.
Цейлон (ныне - Шри-Ланка). В годы появления этой книги на свет остров был еще британским доминионом. К слову, нынешняя форма народной драмы Колам имеет довольно значительные различия с тем, что видел Ф.Б.
Камбоджа, дворцовые танцовщицы во время представления в руинах всемирно известного храма
Ангкор-Ват. История этой страны
так повернулась, что в наши дни камбоджийцам приходится восстанавливать собственные национальные искусства в том числе и по фотографиям, подобным этой.
Фотографий, посвященных японским исполнительским искусствам, в книге больше всего, что совсем неудивительно. Ф.Б. ведь, в первую очередь, японофил и уже во все остальные - исследователь азиатского театра.
Окинава - это Япония в административном смысле, но в смысле исполнительских искусств этот остров можно считать явлением обособленным.
Япония является завершающей главой книги, но Ф.Б. знает толк в сценических эффектах. Японская глава начинается с отсылки читателя к первой главе книги, посвященной индийским исполнительским искусствам.
Вот так выглядит разворот, посвященный пути, который проделало японское театральное искусство от начала периода Эдо до 1950-х годов. Очень необычно видеть слова "молодые артисты Кабуки" возле имен великих Накамуры Утаэмона VI и Мацумото Ко:сиро: VIII, но на момент появления книги они действительно были уже звездными, но молодыми актерами.
Мидзутани Яэко... легенда актриса симпа - "нового театра" и кинематографа. Она довольно широко известна на Западе в качестве "безымянной японской актрисы" на
фото с Чарли Чаплиным. Само собой, это далеко не единственное ее достоинство :)
И, наконец, эффектнейшее фото с Утаэмоном VI, сделанное за несколько секунд до его появления на ханамити. На мой вкус, очень эффектная точка для поста!