Сегодня сходили в Музей истории ОАО ГАЗ. Были с экскурсией большой группой - большое спасибо организаторам, отделу кадров компании "Лад", где я работаю :) Отдельное спасибо сотрудникам музея - экскурсия была очень интересной!
Музей открыт 10 октября 1965 года. Расположен музей на двух этажах Учебного центра ОАО ГАЗ. На втором - экспозиция «История и развитие ОАО ГАЗ», внизу - стационарная выставка «Автомобили и их создатели».
Впечатлений много, буду делить.
В этой записи покажу часть экспозиции второго этажа - историю строительства и довоенное время.
31 мая 1929 года Высший совет народного хозяйства СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА. Завод проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана, техническое руководство строительством осуществляла американская компания «Остин», строительство вёл трест «Металлострой».
1. Заместитель председателя ВСНХ В.Межпаук, глава фирмы Ford Motor Company Г.Форд, председатель Amtorg Trading Corporation С.Брон после подписания договора. 1929г.
2. Договор на русском и английских языках:
3. Правительственная комиссия перед отъездом на место будущего строительства автозавода в деревню Монастырку:
4.
5. Основные цеха завода были построены за полтора года, в строительстве участвовало около 30 тыс. человек:
6. Так начиналось строительство Горьковского автомобильного завода. 3 мая был заложен механо-сборочный корпус, 8 мая - ремонтно-механический, 21 мая - прессовый и рессорный, 20 июня - деревообделочный, 1 октября - литейный
Ударники строительства
7. В.Сорокин - бригадир комсомольско-молодежной бригады-комунны, указом Президиума ЦИК СССР в марте 1934 г. награжден Орденом Ленина за выдающиеся заслуги в строительстве завода:
8. Ударные женские бригады:
9. Кнут и пряник - вручение рогожного знамени за плохую работу и грамота ударника
10. Платье-премия за ударную работу на строительстве ГАЗа Е.И.Малышевой:
11. Ящик слесаря-инструментальщика пр-во САСШ, использовался в инструментальном цехе нач. 30-х гг.
12. Столярно-модельный инструмент ветерана завода мастера модельщика Ивана Акимовича Желтикова:
13. Картина, посвященная строительству:
14. Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года - ГАЗ-АА):
15. В декабре того же года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон»:
Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов: на ГАЗовских моделях были усилены картеры сцепления и рулевые механизмы, изменена форма радиаторов, дюймовая резьба была заменена на метрическую. Сочетая фордовские патенты с поиском и внедрением собственных решений, конструкторы ГАЗа создали обширное семейство оригинальных серийных моделей и модификаций на базе полуторки ГАЗ-АА:
- 1933 году - 17-местный автобус ГАЗ-03-30, выпускавшийся на автосборочном заводе № 1 (с 1946 - Горьковский автобусный завод (ГЗА));
- в 1934 году - 2-тонный трёхосный (6×4) грузовик ГАЗ-ААА и 1,2-тонный самосвал ГАЗ-410;
- в 1938 году - модернизированный 50-сильный грузовик ГАЗ-ММ, газогенераторный 1-тонный грузовик ГАЗ-42, полугусеничный грузовик ГАЗ-60 и санитарный автомобиль ГАЗ-55.
- В 1933 году на базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной от полуторки и металлической платформой на 500 кг груза. Выпускался на Горьковском автосборочном заводе. Кроме того, там же мелкосерийно выпускался седан ГАЗ-6.
ГАЗ продолжал получать техническую поддержку от Ford Motor до 1935 года, когда действие договора было досрочно прекращено по обоюдному согласию сторон. Так в СССР получили документацию на модель Ford Model B 1933 модельного года. Она отличалась закрытым кузовом с современным обликом и четырёхцилиндровым двигателем (в отличие от Ford Model 18 со сложным в производстве восьмицилиндровым). Модель была принята для производства на ГАЗе, но с достаточно серьёзными доработками по требованиям эксплуатации в СССР, например, две поперечные рессоры заменены на четыре продольные, а двигатель оставлен 4-цилиндровым, но с увеличенной до 50 л. с. мощностью. В мае 1936 года начался серийный выпуск 4-дверного 5-местного седана ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), известного как «Эмка».
17 апреля 1935 года, с конвейера завода сошёл стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А. Таким образом, ГАЗ оказался первым автомобилестроительным предприятием в стране, выпустившим 100 000 автомобилей.
16. Грузовик ГАЗ-ААА
17.
18. Применение автомобильных двигателей в самолетостроении. Автобиплан Грибовского Г-25 с двигателем ГАЗ-11:
UPD Продолжение:
https://romashka-biser.livejournal.com/363187.html #словонижнему