Фильм повествует о судьбе итальянца Антонио, отправленного во время Второй мировой войны на русский фронт. Антонио не горел желанием воевать и когда он во время отпуска встретил Джованну, согласился на ее предложение жениться на ней, чтобы получить небольшую отсрочку, а потом, возможно, как-нибудь откосить. Но откосить не удалось, и бедный Антонио отправляется в Россию, где и пропадает без вести. Спустя некоторое время после окончания войны Джованна, измученная отсутствием определенности и веря, что ее муж жив, решается на поездку в СССР, чтобы поискать какие-то следы пропавшего Антонио.
Читала, заинтересовавшись этим фильмов, о великой любви двоих, пронесенной сквозь года... Это не совсем так. Очевидно, что Джованна да, влюбилась в Антонио, а полюбил ли он ее - совсем не очевидный факт. Его, замерзавшего в русских снегах в январские морозы и брошенного умирать, подобрала простая русская женщина и выходила. Он и на ней женился. Марчелло Мастрояни удивительно удавались образы инфантильных, неуверенных ни в себе, ни в чем-то или ком-то еще, рефлексирующих персонажей. И этот - не исключение. Удивительно, что Антонио не вернулся при первой же возможности, даже весточку о себе не подал. А ведь у него осталась еще и одинокая старушка-мать!
Но так история даже интереснее. К плюсам же можно отнести великолепную пару Марчелло Мастрояни и Софи Лорен. В первой части фильма много легкого юмора. Женщину, подобравшую Антонио, сыграла Людмила Савельева, ее роль небольшая. Любопытно смотреть, как Джованна приезжает в Москву и расхаживает там. Кроме того, есть незабываемые кадры про войну: над безымянной высотой возникает красный флаг, и в этом красном мареве появляются советские солдаты, громящие фашистов. Снято очень стильно и впечатляюще, как и последующий переход к ужасным русским морозам и страшным бедствиям непрошеных "гостей".
Красиво снято еще и кладбище итальянских солдат с березовыми крестами. Якобы, могилки, рассыпанные по холмам, в четком порядке. Это фантазия, конечно, своих-то не успевали хоронить, и такого итальянского кладбища в реальности нет. И, конечно, хороши поля подсолнухов. Вроде бы по какой-то легенде подсолнух - это продолжающаяся жизнь погибшего солдата. Не могу сказать, что это шедевр, но фильм довольно любопытный и заслуживает просмотра.