Кто боится Вирджинии Вульф? / Who's Afraid of Virginia Woolf?, 1966, реж. Майк Николс

Oct 12, 2018 11:56



Камерный фильм с четырьмя актерами, двое из которых на момент съемок уже не актеры, а актерищи, Элизабет Тейлор и Ричард Бертон, и двое молодых, Джордж Сигал и Сэнди Деннис, они в тени, конечно, звезд, но и по сюжету их герои второстепенны, в центре этой драмы - сложные семейные отношения Марты и Джорджа, которые женаты более 20 лет, она - дочь ректора, он - университетский профессор. После вечеринки в университете они в два часа ночи принимают у себя дома молодую пару, ректор посоветовал дочери поддержать нового преподавателя биологии Ника, и он приходит к Марте и Джорджу со своей женой Хани.

И дальше начинается ад. Постепенно, конечно же, не прямо с порога. Марта и Джордж искусно изводят друг друга, изощренно бьют по больному месту, устраивают психологические игры, и во все это втягивают молодую парочку, впрочем, и у парочки-то совсем не все гладко, что неминуемо раскрывается и вписывается в общую атмосферу безумной ночи, крепкие спиртные напитки пьются бокалами, под аккомпанемент звякающего льда.


Фильм вызвал большой ажиотаж, поскольку отношения внутри семьи показаны откровенно и неприглядно, словно бы вскрывается гнойный нарыв в течение этой длинной ночи, и зловонная удушливая атмосфера заполняет дом преподавателя. Лента создана по известной пьесе Эдварда Олби, шокировавшей театральных зрителей, ну а экранизация произвела большой фуррор уже среди телезрителей гротескным изображением брачной четы, которая выходит за рамки приличия, упражняясь на глазах гостей в болезненном остроумии и совершая провокационные выпады и поступки.

Наверное, в наше время эта постановка уже никого не может шокировать, ну а в 60-е в Америке брак культивировался, подчеркивалась святость семейных уз и важность построения ячейки соци.. капиталистического общества, да и существовал кодекс Хейнса (два года ему оставалось существовать на момент выхода фильма).

Элизабет Тейлор блистательна в роли вульгарной пьяной Марты, в которую словно бы вселился дьявол в эту ночь, Бертон же, надев очки и вязаный кардиган, как будто стареет на десяток лет и превращается в невзрачного мужчину, переживающего тяжелый кризис всей жизни, и семейной и профессиональной. Молодой Ник, мнящий себя сердцеедом, легко попадается в расставленные ловушки и сливает информацию, не предназначенную для чужих ушей, ну а Хани - просто дурочка, напивающаяся до беспамятства, имеющая, впрочем, свои незатейливые секретики. Все четыре актера номинировались на Оскар, награды получили женщины, Элизабет Тейлор и Сэнди Деннис.

Этот черно-белый фильм - дебют в кино театрального режиссера Майка Николса, но всем бы так дебютировать, лента сделана на потрясающем профессиональном уровне, динамична и впечатляет как экранной картинкой, так и актерской игрой.

Особой загадки, почему Марта и Джордж, вызывающие весьма отрицательные чувства у зрителей, не разводятся, нет, есть на то наверняка меркантильные и имиджевые, и бытовые причины, но, как ни странно, в этих болезненных отношениях есть и наркотическая зависимость друг от друга, требующая, впрочем, не только впрыскиваний скандальных жестоких слов и нелицеприятных действий. Чувствуется, что этих людей связывала когда-то искренняя любовь, когда они были молоды и полны надежд на счастливую жизнь. И как же тонко удается передать это Тейлор (ей особенно) и Бертону в моменты, когда они словно выныривают из жестокой игры, а пьяноватое выражение лица куражащегося человека сменяется на истинно страдальческое.

Тейлор и Бертон были женаты и в реальной жизни, в течение двенадцати лет они бурно расходились и вновь сходились, причем они дважды регистрировали свой брак и дважды развелись. Неизвестно, насколько их жизнь была близка к жизни Марты и Джорджа, но актеры явно вкусили не самой сладкой супружеской жизни, полной скандалов и разрывов, как, впрочем, и любви, привязанности друг к другу.

Фильм притягивает сюжетом, стилистикой и игрой, производя впечатление очень мощной драмы в психологии семейных отношений, а кроме того рисует картину декаданса интеллигенции, которая страдает-то точно так же, как люди менее образованные, ища выход в алкоголе, рефлексиях и сожалении о нереализованных амбициях, срывая свою неудовлетворенность жизнью на супругах, только интеллигенты делают это, возможно, более изощренно психологически.

Бонусом - воспоминания о об этой роли самой Тейлор, потолстевшей на 10 кг и визуально состарившейся на все 20 лет, на начало съемок актрисе было 32 года, на экране же - полуспившаяся героиня под 50.



Из книги Элизабет Тейлор "Жизнь, рассказанная ею самой" (2013):


"Теперь о моей главной роли в кино. Я считаю главной не знаменитую Клеопатру, а роль Марты в "Кто боится Вирджинии Вульф?", но не потому что получила за нее "Оскара", а потому что Играла. Именно так - с большой буквы. И статуэтку дали справедливо, несправедливо не дали вторую Ричарду, его игра в этом фильме тоже достойна "Оскара".

Если не помнишь или не видел фильм, я расскажу. Семейная пара Марта и Джордж не имеет детей, хотя очень хотела бы. Им уже далеко за сорок, он преподает в университете, ее основное занятие - смотреть кино и ругаться с мужем. Обшарпанный дом, где все валяется в беспорядке, постоянные выпивки, скандалы на пустом месте, унижения. Супруги живут как кошка с собакой, причем нападает всегда Марта, вымещая свои сожаления по поводу неудавшейся жизни на муже.

Джордж, когда-то любивший жену, давно ее ненавидит, но тихо, внутри.. И существование этих двоих, запертых в оковах неудачного брака, в оковах взаимной ненависти и презрения, когда жить из-за оскорблений невозможно, а разойтись не хватает духа, однажды нарушается приходом нежданных и нежеланных гостей - молодой пары, которая вынуждена посетить их дом посреди ночи тоже лишь из соображений полезности для карьеры мужа.

Под действием алкоголя наружу выплескивается все - взаимная ненависть не только Марты и Джорджа, но и их гостей, которые, по сути, повторяют их собственную судьбу, презрение друг к дружке и сама невозможность освободиться от пут.

Громогласная, настырная, как сорняк, сварливая пропойца в климактерическом возрасте и затюканный, никчемный муж, человеческое достоинство которого просто втоптано в грязь - хороша парочка? Сильному, мужественному Ричарду после королей и героев предстояло играть подкаблучника, которому жена плюет в лицо, а мне, привыкшей всегда быть идеально ухоженной, - сварливую, неряшливую бабу, с полуседыми, растрепанными волосами, размазанным макияжем, толстую и грубую. Это то, чего зритель никак не ожидал от нас.

Знаешь, чем я по-настоящему горжусь? Не только заслуженно полученным "Оскаром" за Марту в "Вирджинии Вульф", но прежде всего тем, что сумела осознать, что пора играть роли своего возраста. Это очень важно для актрисы, хотя бывает весьма болезненно. Вам, мужчинам, этого не понять.

Совсем недавно я царила во всем, и в моде тоже, женщины повально нарисовали на лицах стрелки "под Клеопатру" и выпрямили волосы, покрасив их в темный цвет. И вдруг почти в одночасье на смену пришла совсем другая мода и другой тип женщин - длинноногие, тощие, как цепки, безгрудые девицы, которых, если они в джинсах, сзади не отличишь от таких же тощих длинноволосых парней. Ни груди, ни талии, ни бедер, ни женственности вообще! Но это мода, и она совершенно противоположна моей собственной фигуре - у меня коротковатые ноги, тонкая талия и довольно высокий бюст, невысокий, если не сказать маленький, рост и стремление выглядеть женственной.

Что делать? Одними стрелками от глаз даже против твоей обожаемой Джейн Фонды, у которой в те времена тоже фигуры не было напрочь, одни углы и нахальство, не повоюешь, да и к чему? С такой же проблемой столкнулась прекрасная София Лорен, уж её-то бюст не замаскируешь, но у неё хоть роста хватало....

Я для себя решила, что воевать глупо, эти тощие бесформенные вешалки для одежды мне не соперницы, и на экране нужно создавать образы, а не моду. Вместо того чтобы сесть на жесточайшую диету и похудеть (вернее, просто отощать) в угоду новой моде, я, напротив, поправилась, а на голову надела парик... с проседью!

Вот этого не ожидал никто - я в тридцать два в полном расцвете красоты и женского обаяния (что тут скрывать!) взялась за роль сорокапятилетней обрюзгшей, полуспившейся женщины. Я из тех скромниц, что не любят расписывать собственные достоинства, предпочитая обсуждать чужие недостатки... Потому промолчу о том, насколько удалось перевоплощение.

Какой черт умолчу? Не буду я молчать! Это действительно оскароносная роль, после которой я, правда, так и не сумела похудеть до прежнего веса. Но ведь искусство требует жертв, не так ли? В данном случае жертвой оказалась моя стройность, и пусть только кто-то попробует высказать свое осуждение набранному весу - глаза выцапаю (не за себя - за искусство)."

фильм-фильм-фильм

Previous post Next post
Up