Комиссар, 1967

Dec 07, 2016 22:44



По российской земле грозно ступает гражданская война в кирзовых сапогах, а комиссару Вавиловой (Нонна Мордюкова) придется на время снять и эти тяжелые сапоги, и шинель, хорошо скрывавшую ее большой живот, Вавилова беременна и вот-вот должна родить. Красный командир (Василий Шукшин), негодуя на выбывание из строя толковой мужиковатой комиссарши, "вдруг" оказавшейся женщиной, определяет ее в еврейскую семью жестянщика (Ролан Быков), и так "уплотненного" в своей халупе. Теперь ему, его красавице жене (Раиса Недашковская), бабушке (Людмила Волынская) и ораве детишек (человек шесть малышни) предстоит жить в одной комнате, а другую отдать "мадам Вавиловой".


Фильм Александра Аскольдова снят по мотивам рассказа Василия Гроссмана "В городе Бердичеве", но такая краткая литературная форма не помешала режиссеру наполнить полуторачасовую ленту емким содержанием. Визуальная составляющая на высоте, черно-белая картинка завораживает с первых кадров, напоминая фильмы Андрея Тарковского.

Мордюкова гениально сыграла свою роль, показав переход от жесткой личности без пола, стойко переносящей все невзгоды солдатской жизни, к личности более человечной, умеющей улыбаться, сочувствовать и петь колыбельные.

Музыки очень много, она есть почти всегда, а так как частично ее написал Альфред Шнитке, она прекрасна, плюс мелодичные народные песни и - просто звуки. Саундтрек в целом получился выдающимся.

Сцена родов потрясающая. Конечно же, роды будут трудными, не для того их снимают, чтобы женщина быстренько родила (что не так уж редко в реальной жизни), нет, зрителя надо хорошенько помучить и выжать из этой сцены все возможное - получасовые вопли экранного времени, рыдания родни и соседей, перекошенное зеленое лицо мужа и так далее. Так вот во время этих трудных родов Вавилову посещают видения - совершенно сюрреалистические картины, в чем-то отражающие ее тяжелое физическое и психологическое состояние - то она с красноармейцами в пустыне толкает грузовик, застрявший в песке, то солдаты косят песок, то она посреди той же пустыни обнимается с любимым мужчиной и светится от счастья. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради этой сцены.

У Шукшина в сущности эпизодичная роль, добротно сыгранная, а вот у Быкова - объемная. Маленький обыватель, еврейский папаша, озабоченный, как прокормить огромное семейство, да еще и выжить, местами комичный, местами трагичный. Недашковская тоже хороша. Говорит семейство с типичными еврейскими интонациями и оборотами, все, кроме бабушки, которая ничего не говорит в повседневной жизни, а только молится.

Однако, затишью и колыбельным песням приходит конец, белые наступают, красные вынуждены уйти из городка. Семейство трясется в ужасе, поскольку боится погромов, ну и того, что могут выдать из-за комиссарши, однако, в какой-то момент жестянщик фаталистично машет рукой, мол, будь что будет. Досками заколачивают окна дома и прячутся в погребе.

Ярко показана дилемма, вставшая перед Вавиловой. Она идейный человек, искренне сражающийся за идеалы революции, военный человек. А с другой стороны - мать, преобразившаяся с рождением сына. Сидеть ли в этом подвале, как мышь, боясь шагов на улице, или уйти с красными, сражаться с оружием в руках и частично освободить эту семью от страха (убьют, так не из-за нее), но бросить любимое чадо?

И она принимает верное для себя решение, полностью соответствующее ее мужественному характеру.

Единственный недостаток - режиссер (это была его дипломная работа) как-то чересчур увлекся страданиями евреев и показал в очередном сюрреалистическом видении фашистский концлагерь. Масштабно, ничего не скажешь, где гражданская война и где Великая Отечественная.

Но в целом яркая работа, показавшая ужасы войны не на поле брани, а иносказательно. В играх детей, не знающих других игр, кроме как угрожать, бить и убивать, понарошку, а в какой-то момент пытающихся жертву побить по-настоящему в приступе жестокости. В тихом рассказе еврея про зверски убитого брата. В глазах, полных страха, в веселье на краю возможной гибели, в табуне лошадей без всадников.

Всем мира)

фильм просмотрен в рамках кинорулетки "Советское кино оттепели".

фильм-фильм-фильм, кинорулетка

Previous post Next post
Up