Leave a comment

Comments 4

reineke_fuchs February 7 2011, 09:02:36 UTC
Это какое-то необъяснимое варварство. Удручен:(

Reply

reineke_fuchs February 7 2011, 10:37:59 UTC
Всегда думала, что использование могильных плит в строительстве, кощунственное деяние (общеизвестно их использование при сов. власти в строительстве метро и пр.). Но то, что так делали в дореволюционной России при строительстве церквей меня поразило.
Мой разум отказывается понять вот это:
"Третья плита обнаружена при расчистке кирпичного фундамента раки преподобного в северо-западном углу основного объема церкви Кирилла (рис. 1, .№ 46). Плита была перевернута лицевой стороной вниз и ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ КАК СТУПЕНЬКА при подходе к раке преподобного. Надгробие, как следует из надписи, происходит с погребения старца Феодосия Боркова, однако о месте первоначального погребения этого человека сведений пока нет."
(И. В. Папин Археологические исследования в церкви Кирилла в Кирилло-Белозерском монастыре)

Светлана Владимировна.

Reply

roman_i_darija February 7 2011, 11:04:24 UTC
Отчасти это явленїе объяснимо: когда сломанныя надгробїя используются для благочестивыхъ цѣлей, а не выбрасываются или валяются въ небреженїи. Но использовались и цѣлыя, причёмъ явно снятыя прямо съ погребенїя. Причёмъ, не только древнїя плиты: выше я указывалъ на надгробїя ввидѣ саркофаговъ изъ фундамента собора Зачатьевскаго монастыря, которыя относятся къ XVIII в! Особенно же непонятно нарочитое попиранїе надгробїй, какъ въ Вашемъ примѣрѣ. Я могу привести ещё одинъ. Въ той же книгѣ Л.А. Бѣляева подробно разбирается судьба одного московского кладбища, закрытого въ XVII в. Плиты изъ него использовались въ строительствѣ не только храмовъ, но и крѣпостныхъ сооруженїи Данилова монастыря. А «одна изъ нихъ - въ порогѣ подклета монастырскаго собора, датируемаго около середины того же столѣтїя» (с. 244).

Reply

reineke_fuchs February 7 2011, 14:48:29 UTC
есть мнение, что использование вторично надгробий, (а например в фундаменте Ферапонтовой церкви есть намогильные камни 14-15 века, которые для строительства мало пригодны, ибо это валуны не правильной формы) имел смысл сакральный.
так, сам преподобный Ферапонт покоился "под спудом" и над могилой его был сооружен этот храм известный по письменным источникам как каменный минимум с конца 16 века.
используя "намоленные" камни, доски средневековый человек видел это особый смысл. истпользование надгробий в 16-17 веках для строительства гражданских сооружений мне не известно.
совсем другое дело 18, тем более 19 век. сам обряд меняется кардинально (погребения перестают быть "безинвентарными", и т п).
каша в головах только начинает завариваться, сейчас мы ея вкушаем!
с уважением А Балашов

Reply


Leave a comment

Up