Идя на премьеру спектакля Утиная охота в театре Et Cetera, я вспоминал прекрасную и тяжелую постановку "Пожары", там же снизошедшую ко мне в конце прошлого сезона и до сих пор эхом возникающую в воспоминаниях. Настолько всё было сильно и эмоционально, что сложно представить что-то взлетающее к тому же уровню драматургии. И вот сюрприз - Утиная охота в постановке режиссёра Владимира Панкова окажется очень близка к упомянутому шедевру. Поэтому именно с Пожарами и только с Пожарами я осмелюсь Утиную охоту сравнивать, и это, однозначно, большая похвала.
Всемирно известное произведение Вампилова в постановке Владимира Панкова - мощное зрелище, производящее впечатление визуальной составляющей. И звуковой. И актёрской игрой. И режиссурой всех мастей. И всем вместе взятым. И самой пьесой. Всё это обязательно повлияет на зрителя. Вопрос только - насколько и в какую сторону?
Посмотрев лишь кусочек, может сложится впечатление, что на сцене происходит полнейший сумасшедший дом. Историю можно понять не пропуская детали и увидев всё целостно. Только последние эпизоды создают чёткую связь с началом, делая всё увиденное ясным, приносят понимание замысла авторов, осознание непростого сюжета, характеров героев и всё причинно-следственное их поступков, чувств, судьбы. И последние сцены, ставящие красивую точку в данном произведении, оставляют приятное мудрое ощущение, а в то же время двойственности и неисправимости всего человечества.
Хотя, в восприятии не может быть ничего однозначного. Пьеса глубока, постановка непроста и придётся по вкусу и к пониманию далеко не каждому зрителю. Но я увидел там для себя то ценное, что мне захотелось бы ещё посмотреть, дабы понять всё ещё больше и рассмотреть детали ещё лучше. Да, я бы с удовольствием сходил бы ещё раз.
Один из главных спорных моментов, это экспериментальный жанр саундрамы, где очень много музыки и звуков, вплетенных в происходящее. Музыка порой давит, в том числе и громкостью, и происходящий пьяный бред на сцене, когда зритель ещё не вник в происходящее и не понимает истории, создаёт очень много вопросов, заставляя мозг задумываться по теме "а что тут вообще происходит?". Но приходит и осознание. Постепенно мы видим и то, что громкая музыка и громкие словно с небольшим эхом диалоги актеров не постоянны, сменяются и диалогами без микрофонов. Понимаем, что всё так и задумано, всё связано и эти связи, переплетающиеся и пронизывающие всё вокруг, создают общую картину мира и ощущений главного героя Виктора Зилова.
Возможно, я немножко со спойлерами, но осторожно. Потрясающей фишкой спектакля является вода, которой залита вся сцена и действующие лица ходят по ней в сапогах. Да и не только ходят, но и... это одна из очень ярких сцен, когда он и она в окружении многомерного его (понимайте как хотите) барахтаются и устраивают потрясающую по атмосфере, хореографии и вообще драматургии сцену. Давно хотел что-то подобное увидеть.
Вода и её блики, отражения, как и скрытые смыслы пронизывают весь этот спектакль от начала и до конца, ведь по сюжету всё время идёт дождь, кругом вода, и лесная утиная охота её подразумевает, и заливает ту же новенькую квартиру, которую главный герой получает от государства, в честь чего и происходит дружеская пьянка.
Будь то водоём на сцене или же идущий дождь, всё это действует на зал как настоящая магия. А эти танцы с брызгами... это незабываемо.
Очень впечатляющи постановки некоторых отдельных эпизодов, как то жизнь ЦБТИ (центрального бюро технической информации), в котором работает Зилов со своим другом. Там целое офисное шоу со столами, ногами, листами А4 и обалденного инфернального типажа секретаршей, принимающей звонки. И всё многомерно, как многочисленное отражение в зеркальной глади воды, как отголоски прошлого, как эхо, как бред всеми движениями и звуками сливается в единый визуально-эмоциональный звук. И тут в комнату, где творится кверхтормашечное сумасшедшее кабаре, входит одна из героинь со словами - "Это редакция?". Все замирают. Всё замирает. И раздаётся только смех зала.
И разве можно забыть её эмоции и лицо при последующем рассказе о попутчике в поезде, которого не желая того обманула и пришла в редакцию дать объявление на этот счёт? А её необычайное пугающее преображение после того, как Зилов представил её своим гостям? Этот накал, этот шок на сцене и боящийся сглотнуть слюну зритель...
Потрясающе, но пьеса написана Вампиловым в советскую эпоху в 67 году о простом советском быте и непростых советских людях, подвергшаяся советской цензуре и поставленная Панковым практически дословно и без купюр (как раз с вырезанной когдатошней цензурой фразой про деликатесных крабов), но с таким необычным визуальным подходом и фантазией ко всему, что диву даёшься. И актёры сыграли тут абсолютно безупречно, что не придраться. Можно смело отметить всю группу.
Конечно, на пьедестале стоят Антон Пахомов в роли Зилова. Пахомов блестяще играл и в упомянутых Пожарах одну из самых важных и эксцентричных ролей. Сергей Тонгур в роли Кушака, начальника Зилова, как и в других спектаклях всегда убедителен. Прекрасен и женский состав в лице Анжелы Белянской и заслуженной артистки России Натальи Благих. Особо хочу отметить Сэсэг Хапсасову с очень интересным восточным типажом, аналогичным персонажем и какой-то необычайно волшебной игрой (последние три слова жирно подчеркнуть и пять раз повторить). И чуть не забыл о ещё одном потрясающей актере с восточной внешностью Амаду Мамадакове, заслуженном артисте республик Алтай и Тыва. Каждое его появление в спектаклях влечёт что-то интересное.
Из недостатков спектакля я смогу отметить пять пунктов, да и то субъективных, которые в мыслях во время просмотра пролетели.
Во-первых, это огромный хронометраж спектакля. При объявленном "2:50 с антрактом", Начавшись в семь он закончился в одиннадцать (по крайней мере во столько я вышел из зала), что на час больше заявленного. Первая часть длилась, по моему, ровно два часа. Может, это недостаток моего сиденья (стулья в зале разные), но тело начинало сильно затекать, а это звоночек, что длительность не слишком комфортная и это мешает восприятию. Причём так было и в конце первой части и под завершение, и везде я ждал "ну когда же закончится, когда?!". Но долгий спектакль - не значит затянутый. Я в нём не увидел затянутых сцен, всё будто бы на своём месте и всё к месту.
Во-вторых, лично мне не понравились принты в виде уточек на верхней одежде основных персонажей. На платьях ещё более-менее смотрелись, а сзади на пиджаках как-то бредово. Это можно назвать фишкой, это можно назвать стилевым решением, но мне это показалось бросающимся в глаза и совершенно лишним (хоть они и не сильно яркие и за десятым рядом могут вообще не читаться, а мне на третьем было как бельмо). Но опять же, это ничуть не мешало общей картинке и происходящему на сцене. Просто ненужный шум.
В-третьих, я совсем не люблю тему пьянства, а главный персонаж почти не просыхает, хотя это очень важная деталь характера персонажа, сюжета, да и спектакля вообще. Вначале я об этом думал, но с спустя час сие было уже безразлично, так как действие меня захватило с головой.
В-четвёртых, это слишком сильное усиление музыки, вокала и диалогов посредством микрофонов/мониторов, что очень подмечается поначалу. По перепонкам не било, но иногда было слишком громко - пролетала такая мысль. Это оставило негативное ощущение.
В-пятых, это блики. Если свет софита отражаясь от какого-то глянцевого объекта сильно бьёт в глаза зрителя, я всегда это примечаю как недосмотр постановки. В некоторых случаях блики неизбежны, это очевидно. Так было и здесь, один раз сильно бликовал автомобиль, во втором случае окно. Для меня это пусть и незначительные, но всё же минусы, разрушающие волшебство атмосферы резким раздражителем.
Можно также припомнить и не очень понравившееся всё то, что задний план дополняюще и монохромно проецировал проектор (удешевляло постановку), и многочисленный чрезмерный хаос на сцене с огромным количеством людей и той же ситуацией со звуковым рядом, всё это создавало избыточную какофонию. Полагаю, что так задумано дабы где-то показать пьяное состояние главного персонажа, пьяный бред, чтобы и зритель испытал это восприятие или, может, "вертолёт" головокружения, атмосферу пьяной тусовки и даже одновременно возникающих воспоминаний из похожего прошлого, отображая мысли, создавая их многослойность, многомерность. Можно привести ещё много подобных суждений. Это оригинальный подход, но он может оттолкнуть тех, кто банально не поймёт идеи или же плохо воспринимает бомбардировку звуко-визуальной информацией.
Все эти условно негативные детали как раз и не дали в моих глазах возвести спектакль до высшего уровня, но при этом он остался мной воспринят как интересный, сильный, мощный, эффектный, смелый и в целом - блестящий. Такому кричат "браво" и эта оценка звучала на поклонах неоднократно. Из десяти баллов я бы Утиной охоте поставил твёрдую девятку (а может и девятку с минусом за громкий звук. Или я просто сидел слишком близко к сцене?!).
Спектакль специфичен, но прекрасен, совсем чуточку, наверное, недотягивает до шедевра. Мне он запомнится надолго. А любителям сложных театральных постановок и сюжетов я его обязательно советую посмотреть.
Утиная охота Владимира Панкова не просто успешно открыла сезон, она обязательно будет одним из лучших нестандартных и неклассических спектаклей в репертуаре театра на долгие годы. Достойное современное воплощение пьесы Александра Вампилова!
Моя спутница по просмотру, а она в режиссуре понимает толк и сама режиссёр, поставила спектаклю 10 из 10. Ей понравилось абсолютно всё.
Большое спасибо
ryjik-donya и театру Et Cetera за великолепный вечер и за приглашение на первый премьерный день.
Карточка спектакля и продажа билетов на официальном сайте театра:
http://et-cetera.ru/performance/utinaya-okhota/