Пока философия не вошла в силу, учители богословия отрицали, что преисподняя есть нечто иное, чем человеческие тела.
А преисподней называли они человеческие тела потому, что не находили в вещах ничего ниже. Ведь из того, что существует, кое-что - дух, кое-что - тело, кое-что - акциденции духа и тела. Тело очевидным образом ниже духа, так как дух - разумный, бессмертный и неделимый, а тело - смертное, неразумное и делимое. Кроме того, дух управляет, тело управляется. Оно ниже и акциденций, так как они бестелесны и, как говорит Боэций, обладают своей неизменяемой субстанцией. Таким образом тело ниже духа и акциденций. Далее, из тел одни - небесные, другие - бренные. Но кто не видит, что бренные тела, которые разложимы, ниже как по месту, так и по природе? Далее, из бренных тел одни - человеческие, другие - звериные, иные - трав и деревьев, иные - неодушевленные. Человеческое тело ниже прочих: звериного - поскольку телесные блага в нем больше, чем в человеческом. Ведь, как говорит Боэций, мы не превзойдем слонов огромностью, быков - силой, тигров - быстротой. А древесных тел человеческое ниже потому, что дерево, если его обрубить, снова зазеленеет, и ветви его распространятся. И неодушевленных ниже человеческое тело. Ведь что среди неодушевленных тел хрупче стекла? но человеческое тело и его ниже: ведь тело человеческое и от сильного столкновения, и от недуга, и от старости может погибнуть, а стекло - от столкновения, но не от недуга и не от старости. Итак, поскольку нет ничего ниже (inferius) человеческого тела, то и назвали его преисподней (infernum). А когда пишут, что в преисподней души насильственно удерживаются узилищными духами, это значит то же, что души страдают в телах от пороков.
Четыре реки приписывались преисподней: Флегетон, жар гнева; Лета, беспамятство ума, забывающего о величии своей божественности; Стикс, ненависть; Ахерон, печаль.
Что это места в преисподней, правда; а что только они - ложь. Некоторые делят мир надвое, на высший и низший - высший, aplanen, по-гречески называется «парадиз», по-латински ortus («восток, происхождение»), ибо от него происходят (oriuntur) вещи, по-еврейски же Эдем, что мы по-латински можем назвать delicie («отрады»), поскольку известно, что здесь помещаются отрады душ. Тот мир, что ниже апланена, то есть нижний, именно эту бренную и нижнюю область, назвали преисподней (inferos). В дальнейшем изложении мы научим, как может существовать в этой области то, что, согласно мистическому чтению, есть в преисподней.
Нисхождение в преисподнюю четвероякое: одно - по природе, другое - по добродетели, третье - по пороку, четвертое - по искусству. Природное - это рождение человека: ведь благодаря ему душа начинает природно существовать в этой бренной области и так нисходит в преисподнюю и отходит от своей божественности, постепенно уклоняется к пороку и соглашается с плотскими усладами; но это нисхождение общее всем. А другое, по добродетели, учиняется, когда некий мудрец нисходит к мирским вещам через их рассмотрение, не так, чтобы он полагал в них свое желание, но чтобы, познав их нестойкость и отвергнув их, прямо обратился к вещам незримым и явственнее познавал Творца через познание тварей. Таким образом Орфей и Геркулес, почитавшиеся мудрецами, низошли в преисподнюю. А третье - нисхождение порока, общераспространенное, в коем человек приходит к временным вещам и в них полагает все свое желание и им всем своим разумом служит и больше от них не удаляется. Таким образом, как мы читаем, низошла в преисподнюю Евридика. Это нисхождение безвозвратно. Четвертое же, искусственное, - когда некий некромант некромантическим искусством благодаря гнусному жертвоприношению добивается собеседования с демонами и их вопрошает о будущей жизни.
Бернард Сильвестр, Комментарии на Энеиду, кн.VI