Навальный-политик в последнее время как-то чересчур заслонил Навального-антикоррупционера. А жаль. Чем проводить беспонтовые песенные конкурсы, лучше бы занялся вот такой например проблемой:
О злоупотреблениях в сфере госзакупок, о доходящих до абсурда в своей дороговизне «насущных потребностях» государственных органов сегодня, благодаря сайту zakupki.gov.ru, не говорит только ленивый. «Новая газета» даже проводила сатирический конкурс «Золотой ершик» - как раз на эту тему. Но роскошные автомобили, позолоченные кровати и прочие закупаемые различными ведомствами атрибуты императорской роскоши - это лишь верхушка огромного айсберга под названием «госзакупки». Огромная коррупционная составляющая противозаконно организованных аукционов не бросается в глаза так ярко, как наиболее скандальные версальские причуды чиновников. Но об этих махинациях нам, податному сословию, тоже нужно знать.
Вот пример того, как одно уважаемое учреждение, один из столпов социальной справедливости, размещает заказы, трудно объяснимые с точки зрения деловой чистоплотности. В 2011 году Фонд Социального страхования (ФСС) озаботился масштабным проектом - вводом новых бланков листков нетрудоспособности. Проект долго пробуксовывал, несмотря на то, что ФСС затратил «титанические» усилия на его реализацию - на протяжении всего года заказывал работы на разработку концепций и на разработку программного обеспечения, проводил закупку лицензий, серверов, сканеров, компьютеров и прочего железа, оплачивал работы по внедрению и т. д.
Отсутствие успехов породило у руководства ФСС идею: проблему материально-технического обеспечения нужно решать «в комплексе». В конце 2011 года ФСС объявляет аукцион «сразу на все», почти на миллиард рублей.
В аукцион были включены: поставка серверов, телекоммуникационного оборудования, покупка лицензий на коробочное ПО, сопровождение и техническая поддержка используемого в ФСС ПО, телефония, видеоконференции, обслуживание офисных принтеров и факсов, обслуживание всего закупаемого и существующего оборудования и т.д. и т.п. И в качестве необходимого условия заключения контракта ФСС желал, чтобы фирма-поставщик имела специализированные лицензии ФТЭК и ФСБ.
Дополнительно обратим внимание на то, что куча всего этого оборудования и многочисленные услуги были включены в один конкурс.
Казалось бы, что здесь такого предосудительного? Хотят ребята из ФСС купить сразу все и сразу - ну и ради бога.
Только вот проблема заключается в том, что такая схема размещения заказа полностью противоречит принципам свободной конкуренции. Ведь получается, что ФСС ищет на рынке ту фирму, которая одновременно может и поставить сервера, и предоставить лицензии на ПО, и обслуживать офисную оргтехнику - короче, нужен и чтец, и жнец, и на дуде игрец.
Проведение подобных аукционов нашим законодательством (ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ «О защите конкуренции»), прямо запрещено.
По закону нельзя сваливать в кучу, объединять в один конкурс работы и услуги, принадлежащие к разным сегментам рынка, например закупку оборудования и разработку ПО, оказанию услуг по защите информации и замене картриджей в принтерах; поставке лицензий на антивирусное ПО и настройку офисной АТС. К тому же если 95 процентов прописанных в конкурсе работ не требует специализированных лицензий, то никак нельзя объединять их с 5 процентами работ, где такие лицензии необходимы. И более чем странно требовать лубянскую лицензию (которая выдается, например, фирмам, занимающимся криптозащитой), от предприятий, обслуживающих офисную технику.
Закрыв глаза на закон и объединив не объединяемые вещи в одном заказе, ФСС сразу же отсек от участия в конкурсе все предприятия малого бизнеса и всех индивидуальных предпринимателей, о поддержке которых так много говорят лидеры нашего государства. Ну и, разумеется, составленный таким образом заказ исключает из борьбы за него софтверные компании, (один из «локомотивов модернизации»), разрабатывающие и обслуживающие программное обеспечение, но не занимающиеся поставками оборудования по определению.
Таким образом, ФСС при помощи хитроумно составленной аукционной документации сузил круг потенциальных победителей конкурса до минимума. Точнее до всего одной компании, чудесным образом удовлетворявшей ФСС по всем необходимым параметрам сразу. Ну а то, что есть какой-то там закон «О защите конкуренции» и в нем что-то там написано - так и на заборе что-то написано…
Разумеется, в случайности сужения конкурса до фактически одного участника как-то не верится. Так же как не верится в то, что этот единственный участник, в случае получения заказа, не нашел бы возможности каким-либо образом отблагодарить составителей аукционной документации.
Недоверием к происходящему прониклась и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Установив, что Фонд нарушил одним махом сразу два федеральных закона, ФАС вынесла предписание: привести аукционную документацию в соответствие с требованиями закона.
ФСС это нисколько не смутило, он продолжал действовать по принципу «вижу цель - не вижу препятствий». Проигнорировав решение ФАС, Фонд все равно рассмотрел конкурсные заявки и, предсказуемо отклонив лишнюю заявку, признал конкурс несостоявшимся. Результат опять же предсказуем: заказ по максимальной стоимости (почти миллиард рублей) был отдан единственному оставшемуся участнику.
Выясняется, что ФСС интерпретировал ситуацию по-своему. Решив обжаловать предписание ФАС в суде, Фонд уверен, что до решения суда предписание ФАС не будет иметь силы. Прискорбно, что юридическая служба ФСС, наверняка не дешево обходящаяся российскому бюджету, не в курсе, что решения контролирующих органов, даже в случае их обжалования все равно обязательны к исполнению. Обжалование может идти параллельно с исполнением предписания или после исполнения предписания, но никак не вместо.
В настоящее время Арбитражный суд города Москвы принял к рассмотрению заявление ФСС в адрес антимонопольщиков. В качестве третьего лица к участию в деле привлечена одна из компаний, пострадавших в результате незаконных действий ФСС при проведении аукциона - ООО «Открытые информационные технологии».
Коррупционный дьявол кроется не только под золочеными кроватями, и не только в салонах автомобилей класса «Люкс», закупаемых министерствами и ведомствами на деньги налогоплатильщиков. Подчас большие деньги из казны уходят на оплату заказов, противоречащих закону и элементарной рыночной логике.