Титулованный экс-премьер Большого театра всеми возможными и невозможными премиями, «почётными грамотами» и обласканный критиками, а ныне Премьер Михайловского театра Иван Васильев - «Спартак» нашего времени - всегда был причиной «закулисного спора» о своих достижениях. Будучи ещё Премьером главного театра страны, с которым он будет неразрывно связан в зрительском сознании, хоть и служит сейчас другому театру и разъезжает по всему миру набирая статус «Приглашённого премьера», он быстро завоевал верхнюю ступень карьерной лестницы: вдруг, однажды, ему дали статус «самого-самого». Только причин и оснований для этого абсолютно не было. Позже стало ясно, служебный Приказ о приравнивании Ивана Васильева к Светлане Захаровой, к Дмитрию Гуданову, к Николаю Цискаридзе и к прочим ведущим мастерам Большого театра стало лишь реакция генерального директора Большого на его желание уйти из театра. «Пока гром не грянет - мужик не перекреститься!» В театрах не редкость: пока артист не скажет - ухожу, его талант «не замечают». Только до Премьерского звания Ивану Васильеву было ой как далеко. Да и как можно теоретически сопоставлять великих и народных Большого театра с этим «крепышём», пришедшим в балет из народно-характерного танца. Придти-то ты можешь откуда у годно, но не всегда твой организм может перестроится, чего требует специфика классического танца. И по сей день Иван Васильев блистает лишь необыкновенным прыжком и харизмой, которые требуются лишь в определенных названиях репертуара.
Так, в апреле Иван Васильев, таки оставшись в Большом театре приглашённым, исполнил свои коронные партии - Базиля в «Дон Кихоте» и Спартака в одноимённом балете Юрия Григоровича. Позже, в конце апреля, Васильев исполнил Солора в «Баядерки» «Стасика», куда был любезно приглашён в качестве «Звезды-звезды» Игорем Зеленским. Этого спектакля ждали все, как зрители, так и сами артисты театра. Ещё перед самым началом каждый приходил на сцену посмотреть, как разогревается «Король танца». Для меня именно этот спектакль стал подтверждением того, что Ивану Васильеву противопоказан классический танец!
Этот самый спектакль - балет «Баядерка» с участим Ивана Васильева - который претендовал на событие сезона Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко - стал провалом сезона. Это был яркий пример, что звёзды могут уничтожить спектакль в одно мгновение: всё величие хореографии, вся мощь прекрасной постановке, вся непростая работа огромного коллектива может быть уничтожена приглашённой звездой, причём чем «Выше» это звезда, тем «лететь всё это будет дольше, а приземление будет больнее».
Васильев в этот вечер угробил спектакль! Он испортил партии своих партнёрш Оксаны Кардаш (Гамзатти) и Анны Оль (Никии). Мало того, что все дуэты были завалены, при чём так, что партнёрша, делая обводку в «аттитюд» при помощи Ивана Васильева, должна была сходить с позы, вставая на две ноги, иначе она свалиться во время обводке, так Премьер «Больших и Малых» совершенно не знает, что за героя он танцует (причём танцевав Солора не раз, и в разных театрах), и каков он. Васильев в этот вечер был то рабом из «Корсара», то в нём просматривался, временами, тот самый Спартак, который гораздо органично в нём воспринимается, нежели Принц. Но он танцует совершенно другой балет, который называется - «Баядерка» - и танцует он не раба, а богатого и знаменитого раджу, представителя второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов. И то, как себя вёл Васильев - ничего общего с образом Солора не имеет. «Садись - два!» Актёрская игра данного исполнителя всегда была иронично глупой. Так и в этот раз, когда Иван пытался что-то изобразить-сыграть, это вызывало лишь усмешку. И хочется мне спросить: для чего был весь этот «маскарад» с именитым гостем? Для чего приглашать звезду, которая испортила напрочь всё представлении о прекрасном спектакле, который числится в фолиантах русского балета и энциклопедиях, ведь постановка «Баядерки» идущая на сцене Музыкального театра идёт в редакции Натальи Макаровой. Этот спектакль снискал небывалый интерес у зрителей, на этот балет невозможно достать билеты, и это действительно так! Проще попасть на «Баядерку» в Большой, и с Захаровой.
Да, зал был набит битком; да, артистов на поклоны вызывали больше 15-ти раз. Только слёзы в кулисах Оксаны Кардаш и упадническое настроение и испорченный спектакль Анны Оль - партнёрш Ивана в этот вечер - говорили больше, чем постоянные восхваление, лишь хорошего рядового трюкача, который может хорошо и ярко исполнить характерную карифейскую партию. А в классическом балете, ему нету места, что и показал тот самый апрельский спектакль на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, которого, лучше бы и не было.
И если Вам встретится «шедевр классического балета» - «Щелкунчик», «Баядерка», «Спящая красавица», и не дай бог «Лебединое озеро» - с участием Ивана Васильева, и Вы решитесь пойти на этот спектакль, помните и знайте: Не всё то золото, что звездит!