Летом приобрели в Минске свежую книгу Яна Шумского «Саветызацыя Заходняй Беларусi (1944-1953 гг.): Прапаганда i адукацыя на службе iдэалогii» (Беласток: Беларускае гiстарычнае таварыства; Вiльня: Iнстытут беларусiстыкi, 2012). О книге можно много говорить отдельно, но лучшей рецензией на неё является реакция режима. Продавец, в солнечные дни сиявший улыбкой и бело-красным бантом, теперь сменил всё это на невзрачную футболку, нервно отвечает на вопрос о виленских изданиях: «Книг нет». Богатый некогда лоток зияет макулатурой про ветеранов-партизанов. Чукотский вопрос: «А когда будут, и где их ещё можно найти?». Белорус срывается: «Вы что?! В этой стране таких вопросов не задают!». Гугл подсказывает: 14 сентября в Гродно на презентацию «Советизации» ворвались милиция и налоговая, вскоре книга и тысячи экземпляров подобных изданий изъяты у к.ф.н. Валерия Булгакова.
Книга создана на основании кандидатской диссертации. Наряду с освещением белорусского антисоветского движения, польского и литовского подполья, деятельности ОУН-УПА на территории Белоруссии (раздел I), перетасовки населения (раздел II) и промывки мозгов тем, кого оставили на родине (раздел III), 15 страниц книги уделено религиозной политике советской власти на западнобелорусских землях.
«Самым важным критерием оценки выступления православного священника (на митинге по поводу победы над Германией - Р&Д) районной властью было отсутствие упоминаний о Боге» (с. 135).
«Отдельные представители православного духовенства (например, в Барановичской обл.), чтобы перетянуть верующих в православие, предлагали католикам более низкие цены на крещение, венчание, освящение домов» (с. 141).
А откуда повелась у Лукашенки практика штрафовать клириков за служение вне своей парафии, прихода? «Очередным шагом к ограничению деятельности католического духовенства стал запрет с 1948 г. обслуживать более чем одну парафию или костёл, в которых был зарегистрирован ксёндз» (с. 140).
Книга исчерпывающе раскрывает вопрос о происхождении мифов, на которых стоит колосс Белорусской державы.
«Именно идентичность постсоветского русскоязычного белоруса, взращенного на колониальной российской истории, является причиной прочности и стабильности сегодняшнего режима. Не случайно, что объектом для атаки выступили две публикации, одна из которых освещает весь драматизм процесса советизации Беларуси. И деконструкция советизации, и конструирование европейской истории того или иного города аккурат и является теми вызовами для сегодняшнего режима» (Валерий Булгаков).