Исторiя Николо-Берёзовки

Dec 19, 2010 20:55




Чудотворный образъ с~тителя Николы Закамскаго (Берёзовскаго), XVI в. Утраченъ въ годы Гражданской войны. Историческая с~тыня села Николо-Берёзовка, подробнѣе объ исторїи которой можно прочесть ниже.

Берёзовка не отличается, увы, красотою ландшафта - и остаётся только съ завистью смотрѣть на противоположный, холмистый Вятскїй берегъ Камы. Нашъ, южный берегъ, называемый Уфимскимъ, имѣетъ характеръ равнинный. Но его красятъ лѣса (лѣсъ занимаетъ пятую часть раїона) и, конечно, такїе люди, какъ Романъ Валерьевичъ. Ну и сама великая русская рѣка является первостепенной мѣстной достопримѣчательностью. Вообще, рѣкъ тутъ много. Само село расположено у мѣста впаденїя въ Каму р. Берёзовки (когда-то называвшейся Илдїанъ) .

Башкиры на моментъ вхожденїя ихъ земель въ составъ державы Іоанна Грознаго вели кочевой образъ жизни, и потому всѣ старинныя сёла и города тутъ русскїе. Древнѣе Николо-Берёзовки въ Башкирїи только Уфа (1574 г.). Въ реестрѣ историческихъ городовъ Россїи (куда включаются и посёлки) первое упоминанїе о Николо-Берёзовкѣ относятъ къ 1641 г. Однако, краевѣды утверждаютъ, что наиболѣе раннее «упоминанїе о Никольской слободѣ, сельцѣ Берёзовскомъ, или Никольскомъ, что на Березовкѣ, зарегистрировано въ 1596 году. Съ 1795 года Никольскимъ офицїально именовали всё ту же деревню Берёзовка. <...> Никольское (“Берёзовка тожъ”) - такъ про нея писали въ лѣтописяхъ. Съ конца же XIX в. по настоящее время село называется Николо-Берёзовка»[1]. (Какъ бы то ни было, его основатели содержали старый обрядъ, да и сама икона дораскольная).

Основано оно Строгановыми. Въ то время это былъ форпостъ русской колонизацїи края. «В середине века Кама была чуть ли не единственным путем, по которому шли торговые суда на Урал и в Сибирь. Посередине пути между Чусовой и волжскими городами купцам Строгановым был нужен промежуточный перевалочный пункт. Им стала Никольская слобода, впоследствии Николо-Березовка. Первыми поселенцами ее были пришельцы из внутренних губерний. Здесь и была построена деревянная крепость, охраняемая бежавшими сюда казаками. К концу XIX века село стало своеобразной хлебной столицей всего побережья Прикамья. …Казаки и вольные люди прибывали из Новгородской, Ярославской, Псковской губерний, через пермские земли»[2].

Къ началу XX вѣка село становится экономическимъ центромъ всего Башкирскаго Прикамья. Здѣсь «ежегодно проводилась ярмарка (6-9 декабря), еженедѣльно базаръ съ 15 торговыми и 32 ярмарочными лавками. Базарная площадь сдавалась въ аренду на 12 лѣтъ, обросла лавками и ярмарочными рядами, которыхъ здѣсь было болѣе 40, и которые занимали 20 крупныхъ обосновавшихся здѣсь фирмъ. Основнымъ населенїемъ села становятся купцы. Главная улица тогдашней Николо-Берёзовки такъ и называлась - Купеческая»[3].

Сейчасъ посёлокъ находится въ тѣни 140-тысячнаго промышленнаго г. Нефтекамска, но для жителей это какъ разъ представляетъ замѣчательную возможность жить въ красивомъ посёлкѣ, пользуясь всеми благами находящагося въ 6 км. города. При сёмъ именно Берёзовка имѣетъ статусъ раїоннаго центра, т.к. Нефтекамскъ и его окру́га являются автономной единицей въ составѣ республики. Николо-Берёзовка знаменита какъ мѣсто явленїя чудотворной иконы с~тителя Николы, именуемой Закамской, или Берёзовской. Существуетъ слѣдующее преданїе, относящее это чудо къ серединѣ XVI столѣтїя:

«Однажды по Каме шел караван судов с товаром Строгановых. Против того места, где теперь Николо-Березовка, караван этот без всякой видимой причины в совершенно тихую погоду и на глубоком месте остановился. Сколько ни старались матросы двинуть суда вперед или назад, успеха не имели; наконец им внушено было откровение, что они до тех пор не тронутся с места, пока не помолятся перед образом святого и чудотворного Николая. В то время место было пустынное, и они, несомненно, не знали, куда им обратиться и найти этот образ.
В откровении им указано было, что этот образ они найдут на берегу. Вышли они на берег и на высокой березе обрели то, что им было обещано. «Икону» нашли при устье речки Березовки в дупле высокого дерева.
Видимо, после очередного набега казанского хана «тихая обитель» Саввино-Сторожевского монастыря была разгромлена, а икону успели спрятать в дупле дерева.
Строгановы распорядились выстроить для иконы часовню.
В память этого чудесного явления еще долго существовал святой обычай у плывущих на торговых судах по реке Кама - сходить с судов в с. Березовку и молиться перед чудотворной иконой.
Позже на месте часовни и построили первый храм.
Весть о чудотворной иконе дошла до самого царя Ивана Васильевича Грозного, и велел он привезти святую икону к себе в Москву белокаменную. Да и помнил царь, что подарил эту икону инокам Саввино-Сторожевского монастыря после их отбытия в неведомые камские края. Исполняя повеление царя, вчерашние лихи люди, а ныне именитые бояре Строгановы отправили икону в столицу окружным путем от Казанского царства - пермскими и вятскими землями.
Торжественную встречу устроил царь чудотворной иконе и решил оставить ее у себя. Выстроил для нее в Москве церковь на Грязи, именуемую храмом Закамского Николы. Далее предание гласит: «Вскоре по перенесении иконы в Москву заболел царь ногами, так, что никакие усилия докторов не могли помочь Иоанну от его болезни. И вот во сне явился ему святитель Николай и сказал, что болезнь его не прекратится, пока закамская икона его не будет отправлена на место ее явления. Только после второго явления святителя Николая во сне Иоанну Грозному последний исполнил волю святого угодника Божьего, и, украсив ее драгоценной ризою сам торжественно провожал ее из Москвы на место явления».
Пробыв в Москве 2 года, икона возвратилась в Березовку, но уже не окружным путем, а прямо через бывшее Казанское ханство. Во устрашение хана иконе предшествовало военное полотняное красно-белое знамя, на котором было изображено золотыми литерами «С.Ч.Н.», что означало Святитель Чудотворец Николай, с обратной стороны изображен крест. Царское знамя было подарено Иоанном Грозным Березовской церкви и многие годы носилось оно перед иконою во времена крестных походов»[4].

Вотъ ещё одно сказанїе о чудѣ, бывшемъ съ иконою Николы Закамскаго:
«В череде былых веков, в событиях ярких и значительных, коими славен был всегда храм Никольский, есть событие невидное внешне и теперь уже позабытое всеми накрепко.
В далеком 1610 или 1614 году (сейчас уж трудно счесть точно) в селение Сарапул пришла страшная моровая язва. Во времена те, лекарями небогатые, власти местные, народ и духовенство делали что могли: жгли костры, служили молебны. Не помогало. Косило народ беспощадно. И вдруг кому-то пришла в голову светлая мысль: обратиться к иконе чудотворной Березовской. О ней тогда уже молва добрая шла по всему Прикамью. Послали лодку большую, священников. Упросили они березовцев. Скрепя сердце, отдали те икону ненадолго, с возвратом чтоб. Все в Сарапуле, все, кто живой еще был, обессиленные, обездоленные, встречали икону на берегу. Последняя это была надежда, поэтому и потянулись к ней. На берегу ниц все пали, на коленях молились, встречая икону чудную. И вот: сейчас-то мы не поверим, а тогда воочию все увидели - пошла страшная зараза на убыль, а вскоре и совсем затихла. Событие это поразило, потрясло народ. И с той поры, с 1610 года, в знак великой признательности в течение трех веков ежегодно летом, 7 июля, икона чудная отправлялась в сарапульскии поход. Менялись поколения, династии, нравы, обычаи, устройства общественные, но каждый год, именно 7 июля, при большом стечении народа нарядно, чинно икона отправлялась в Сарапул. Не изменили этой традиции и во время приезда великой княгини Елизаветы Федоровны. Встречали ее всевозможные чины, священники, учителя со всей Уфимской губернии. Заманчиво было вынести к встрече икону, но устояли. 7-го июля отправилась икона в Сарапул, восьмого приехала княгиня. И в ночь на 9-е число Степан Никифорович Дедюхин по настоятельной просьбе Елизаветы Федоровны на своем пароходе доставил икону в Березовку, чтоб через два дня снова увезти ее обратно. Особенно торжественными были проводы в 1909 году. После всенощной во главе с владыкой Нафанаилом крестный ход, сопровождаемый церковным пением березовского и касевского хоров, пронес святую икону на пристань. На проводы собралось 12 тысяч человек из трех губерний (Уфимской, Вятской, Пермской). Весь берег на полторы версты был усыпан народом. На пароходе, украшенном государственными флагами, икона отбыла в Сарапул.
 В Сарапуле, в свою очередь, нарядную святыню встречали крестным ходом во главе с самим епископом Сарапульским. Так же торжественно 21 июля икону возвращали обратно»[5].

Исторїя села связана и съ монашествомъ. «Предания говорят, что еще во времена существования Казанского ханства, в густых лесах Прикамья, в пещерах Уральских гор жили пустынники-христиане, пришельцы из России». Вотъ ужъ не знаю откуда, но въ той же статьѣ о Николо-Берёзовкѣ, что я только что процитировалъ, приводится (безъ ссылки) и такая любопытная выписка: «Давно ходила промеж раскольников молва, что много привольных нетронутых мест поразбросано на Каменном поясе (т.е. на Уралѣ). И потянулись туда люди, унося с собою веру отцов, предания старины и неразрушимое желание спасти свою душу от мирского соблазна и греховной суеты». Далѣе говорится: «Выходцы селились в облюбованных ими местах, без всякого порядка и зачастую проживали безвестно, чем в народе породили поговорку «Канул, как в Камский мох». В лесах и горах Башкирии пустынники жили не только по одному, но и по несколько человек вместе, составляя из себя как бы братства: эти братства пустынников были всегда началом учреждения монастырей»[6].

О мѣстныхъ монастыряхъ извѣстно слѣдующее: 
«После того, как Казанское ханство было покорено, место нынешней Николо-Березовки было отведено под Саввино-Сторожевский монастырь. Иноки, ученики Саввы Сторожевского, строили обитель в неизвестном опасном краю, как могли. Казаки, мастеровые люди Строгановых соорудили для иконы Николы Закамского (позже по селу названной Берёзовской) церквушку, скорее часовню, близ того места, где сейчас Храм Николая Чудотворца в Николо-Березовке, соорудили небольшую обитель для монахов и несколько курьих домиков для людей Строгановых. Но многочисленные набеги башкир подкосили неустоявшуюся жизнь монастыря. И в грамоте, данной в 1596 году Казанским воеводой жителям села, монастырь уже не упоминается»[7].

Слѣдующая попытка, по преданїю, была предпринята соловецкими иноками, въ томъ же XVI вѣкѣ. Обитель на далёкой Камѣ была названа, какъ и великая сѣверная, Преображенской. Всё только только начиналось (поставили келью да часовенку), когда «братья-башкиры и этотъ монастырь разорили до основанїя»[8]. Башкиры вообще вѣками находились съ русскими, вытѣснявшими ихъ съ прародительскихъ пастбищъ, въ напряжённыхъ отношенїяхъ, многократно поднимали возстанїя. Недаромъ нацїональнымъ героемъ Башкиръ сейчасъ считается Салаватка Юлаевъ, пособникъ Емельки Пугачёва. Его величественный конный памятникъ, взгромождённый на крутой берегъ Уфимки въ центрѣ республиканской столицы, изображёнъ и на гербѣ Башкортостана.

Берёзовскїй настоятель «о. Григорий Челноков успел в 1852 году исходатайствовать согласие епархиального начальства, с целью “возобновить Преображенский монастырь”. “В 1858 году под предполагаемый монастырь отведено с Высочайшего разрешения, 15 десятин земли из удельного ведомства на берегу реки Камы”. Меценат - пермский землевладелец Павел Дмитриевич Дягилев в 1871 - 1873 годах построил за свой счет двухэтажный деревянный дом с хозяйственными службами и всю усадьбу обнес бревенчатой оградой. 21 июня 1878 г. указом Синода была задействовано Камско-Никольское подворье с припиской к Уфимскому Успенскому монастырю»[9]. Позже оно было преобразовано въ «самостоятельный мужской Камско-Березовский Богородицкий миссионерский монастырь (1901)»[10], который вскоре стал женскимъ.

Въ 70-е гг. территорїя села предназначалась совѣтскими варварами подъ затопленїе. Историческїй центръ - Купеческую улицу съ кирпичными особняками ХІХ в. и храмомъ - превращаютъ въ руины. На колокольнѣ планировали установить торчащїй изъ воды маякъ… До сихъ поръ бросается въ глаза искусственная отодвинутость посёлка отъ рѣки (чего исторически не было и быть не могло) - это слѣдствїе массоваго переселенїя жителей села, осуществлявшагося въ ту самую чёрную годину, и того, что проектъ затопленїя былъ, наконецъ, упразднёнъ совсемъ недавно. Памятники архитектуры въ наше время понемногу возстанавливаются.

Романъ.

[1] http://nikoloberezovka.ucoz.ru/publ/1-1-0-4
[2] Тамъ же.
[3] Тамъ же.
[4] http://www.pfo.ru/?id=23804
[5] http://nikoloberezovka.ucoz.ru/publ/1-1-0-2
[6] http://www.pfo.ru/?id=23804
[7] http://nikoloberezovka.ucoz.ru/publ/1-1-0-7
[8] Тамъ же. [
9] http://www.pfo.ru/?id=23804
[10] http://nikoloberezovka.ucoz.ru/publ/1-1-0-7

Башкирiя, иконопись

Next post
Up