Уставъ отъ поздравленїй не нашего упованїя православныхъ (послѣдней каплею стала открытка съ Дѣдомъ Морозомъ и зайчатами отъ монахини Пюхтицкой обители), мы рѣшили urbi et orbi повѣдать причины, по коимъ мы не празднуемъ гражданскаго Новаго года.
1. Его нецерковный характеръ.
Мы предпочитаемъ гражданскому новолѣтїю церковное, покуда оно не отмѣнено, и къ 1 января новаго ли, стараго ли стиля не приурочено соотвѣтствующее богослужебное послѣдованїе. Празднованїе гражданскаго Новаго года, никакъ не связанное съ церковнымъ календарёмъ, является частью проведённой Петромъ I насильственной секуляризацїи Россїи.
Изъятое изъ богослужебнаго круга, данное празднество и характеръ получило нехристїянскїй. «Ещё святитель Ѳеофанъ Вышенскїй и приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскїй во второй половинѣ прошлаго (XIX) вѣка горько укоряли русскихъ людей за то, что они, подражая богоотступническому Западу, стали по-язычески встречать новый год, “вертясь съ бокалами въ рукахъ”, ибо это только язычники тёмные вѣрили, что чѣмъ веселѣе они встрѣтятъ наступающїй новый годъ, тѣмъ удачнѣе и счастливѣе онъ для нихъ будетъ. Вотъ и пили они и плясали до упаду. А намъ, христїянамъ, это совсемъ не къ лицу!» (Архїеп. Аверкїй /Таушевъ/. Современность въ свѣтѣ Слова Божїя. Слова и рѣчи. Т. 2.
Какъ мы, христїяне, должны встрѣчать Новый Годъ?)
Со времени введенїя большевиками новаго стиля всё это безобразїе приходится ещё и на время поста, чего нѣтъ и у латынянъ, изобрѣтшихъ январское новолѣтїе.
2. Его антихристїянскїй характеръ.
Современный, совѣтскїй варїантъ Новаго года изначально вводился въ противовѣсъ христїянскому Р ̃жеству, именно такъ, как нѣкогда празднованїе Р ̃жества было противопоставлено языческому празднику Непобедимого Солнца. Какъ мы уже писали,
сами большевики расцѣнивали прїятїе церковниками ихъ Новаго года какъ успѣхъ антирелигїозной пропаганды. Только обновленцы сдѣлали это офицїально, а сергїяне - молча.
Православный, въ томъ или иномъ видѣ отмѣчающїй этотъ уже не просто секулярный, а антихристїянскїй праздникъ, сочетается съ безбожнымъ мїромъ въ служенїи его идоламъ. Употребленїе ли «изъ любви къ ближнему» скоромного въ кругу нецерковныхъ людей, устроенїе ли «постнаго стола», формально обходящее предписанїя устава, простыя ли взаимныя поздравленїя между христїянами (во исполненїе небезызвѣстнаго принципа «ваши радости - наши радости») - всё это разныя формы той дружбы съ мїромъ симъ, которая, по слову Писанїя, «вражда Б ̃гу есть» (Іак. 4:4).
Ц ̃рковь Хр̃ва - не отъ мїра. Древнїе христїяне, не боясь не вписаться въ современное имъ общество, напротивъ, даже противопоставляли себя ему, хотя въ тѣ времена мїръ былъ ещё только непросвѣщённымъ, а не отступившимъ уже отъ Истины. Теперь не Ц ̃рковь христїянизируетъ (осоляетъ) мїръ, а мїръ активно расцерковляетъ христїянство. И такое сближенїе съ преснымъ симъ мїромъ самого вѣрующаго дѣлаетъ «солью обуявшею».
Задачею Ц ̃ркви Хр̃вой въ современномъ мїрѣ является рѣшительное отторженїе отъ его влїянїя. Празднованїе вѣрными гражданскаго Новаго года должно быть запрещено, а ради сплоченїя воинства Хр̃ва можно было бы придать памяти с̃того м̃ченика Вонифатїя знакъ бдѣнной службы. Тѣмъ болѣе, что м ̃ченикъ Вонифатїй является для всякаго теплохладнаго христїянина примѣромъ совершенного отложенїя сластолюбїя и исповѣдничества.