Заманчивые перспективы «радости, счастья и культуры» при трехкратном росте населения рисовал в 1936 году новый генплан «Большой Ярославль». «Понаехавшие» из села должны были обалдеть от встречавших их сталинок. А одна из них, со статуей, была просто дворцом.
"Дом с женщиной". Ярославль, ул. Советская, д.6. Источник фото: Google
Москва, 1934. Архитектор Жолтовский домом-дворцом забивает в столице «последний гвоздь в гроб конструктивизма» - именно так тогда оценили появление на Моховой семиэтажного железобетонного каркаса с натянутым на него фасадом итальянского палаццо XVI века. Особый шик зданию придавало его назначение: «палаццо» было жилым домом. Ярославль и тут не отстал от новой архитектурной моды. Не менее шикарная, чем в Москве, вариация на тему палаццо дель Капитано появилась на углу Советской и Кедрова уже в 1937. Этот жилой дом, построенный для железнодорожников, перещеголял даже многоколонное
здание НКВД.
Народ был счастлив. А вот многим специалистам вычурные фасады пришлись не по нутру. Досталось и дому на Советской, хотя, конечно, большая часть негодования обрушилась на столичную Моховую. К счастью для душевного здоровья критиков, задумка Жолтовского во всем своем блеске не осуществилась: на крыше, например, так и не установили восемь статуй. Ярославский проект Капачинского тоже без статуи не обошелся. Да, всего одной, зато на самом виду, в арочной нише над парадным входом. Пока дом строился, за эту нишу шла борьба. Изначально хотели водрузить туда железнодорожника с молотом, а в итоге туда залезла обнаженная женщина с мячом. Последняя попытка напомнить о пролетарском происхождении дома-дворца потерпела позорное поражение. Так он и стал «Домом с женщиной».
По этой статуе жилое «палаццо» легко узнать в кино. И узнать стоит! Сразу два фильма, оба о начале 50-х, сделали «Дом с женщиной» киносимволом тяжелой женской доли. В «Женщинах» (1966), где колхозницы покоряют Ярославль через его мебельную фабрику, одна героиня приезжает бесплодной после аборта, другая - уже мать-одиночка.
Кадр из фильма "Женщины" (1966).
В отличие от статуи, которая мелькает в кадрах, им нужна пара.
«Войдешь в бабью пору, да как опостылет тебе век-то одной куковать. Так рада будешь хоть хромому, хоть кривому, хоть охотнику заезжему», - поучает девок баба Груша.
Вдова из «Вора» (1997) кривого не хочет. Для своего шестилетнего сына она находит представительного «папку», статного офицера, и заселяется с ним в шикарный «Дом с женщиной». Только вот живут они здесь не в отдельной квартире, а в коммуналке, да и «офицер» оказывается ряженым уголовником.
Кадр из фильма "Вор" (1997)
С несчастливой жизнью связали это здание режиссеры. Не так уж безоблачна и история самого места: перед строительством, как водится, здесь снесли два храма. Достаточный повод, чтобы пошли слухи о привидениях, проклятиях и самоубийствах, как это случилось с
«Домом с аркой». Но нет. Похоже, настолько по душе пришлась ярославцам светлая, «дворцовая» архитектура жилых домов, что они не посмели омрачить ее страшилками городского фольклора. На волне успеха архитектор Капачинский возвел неподалеку, на Ленина 18, дубль своего «палаццо». Есть там и статуя, а колонн для пущей шикарности целых 72. И на этом сталинская архитектура не остановилась. Что не успели сделать довоенные зодчие, сделают послевоенные. Последним писком в 50-е будут башни со шпилями. Вроде той, что построили в Ярославле при реконструкции
бывших Вознесенских казарм.
Роман и Дарья Нуриевы для rusroads.com