В современном литовском пейзаже чаще встречаются ветрогенераторы, чем ветряные мельницы. Но мы оседлали своих железных росинантов и рванули навстречу сказочным великанам прошлого…
Чтобы добраться до Пурпляй - деревеньки, где сохранилась одна из сотни литовских ветряных мельниц - пришлось поплутать по грунтовым дорогам.
Впрочем, на их обочинах тоже можно ощутить дуновение прошлого. Над зреющими колосьями возвышаются традиционные литовские кресты.
Литовский крест совсем не похож на голгофский. В сущности, это столбы. Искусство их изготовления, криждирбисте, пережило не только советские и имперские запреты. Криждирбисте - живая традиция языческих времен. Конечно, языческие столбы подверглись какому-никакому окатоличиванию, и уже в таком двоеверном виде были занесены ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.
На этом кресте-столбе Иисус как будто прячется в домике под солнцем и месяцем…
Встречаются и обыкновенные каплички.
Эта капличка посвящена Деве Марии…
Судя по надписи, «Святой Дом Марии» поставили здесь в 1933 году, который посчитали юбилейным от 33 г. н.э. и страданий Христовых. Ниже - имена фундаторов, Йозапаса и Барборы.
А современный спонсор литовских деревень - ЕС. По дороге нам попадались плакаты, напоминающие о том, на чьи еврики сделана эта детская площадка или асфальтирована та дорога. Но мы на такое и в городе насмотрелись, на каждом реновированном доме. Так что фотографировать поленились.
Наконец, Пурпляй. Здесь живет меньше ста человек, однако мы не встретили ни одного. Возле мельницы тоже ни души, хотя литовская википедия утверждала, что при мельнице действует кафе-бар. На калитке висит внушительный замок. Он был не заперт на ключ, так что мы все-таки прошли во двор, поближе к историческому памятнику.
Мельница отлично сохранилась…
…вот только лопасти больше не крутятся на ветру.
Пурпляйскую мельницу построили за два года до начала ХХ века, по латвийским чертежам и из латвийской же сосны.
Мельничные жернова вращались аж до 1962 года, затем началась пора вынужденной праздности. Мельницу реставрировали и коммунисты, и капиталисты. Последние и про себя не забывали: так на мельничном участке появилась сауна. Вот только париться в ней именитому спонсору и одному из богатейших литовских предпринимателей 90-х не пришлось - Гедиминаса Кесуса, генерального директора «Мажейкю нафта», убили в 2000…
Теперь ветряная мельница пользуется популярностью у литовцев, приезжающих сюда праздновать свадьбы.
Что и говорить - место живописное.