Сплит
(Split, 2016)
"Я - не я, и лошадь не моя"
Дешевая отмазка
Не только у меня, но и у других кинозрителей просмотр каждого нового фильма М. Найт Шьямалана начинается с вопроса: "Ну что, хитрая индийская морда, переплюнул ты наконец свое "Шестое чувство" или нет?". И вопрос этот от раза к разу становится все более риторическим, ибо ни один последующий фильм не принес Шьямалану того ошеломительного успеха, как его культовая картина 1999 года.
Не отступил от досадной традиции и "Сплит". Он, конечно, не столь эпически унылый, как "Девушка из воды" или "Явление", но и позапрошлогодний "Визит", как по мне, не превзошел. Короче говоря - здоровый середнячок. В нем есть отличная сюжетная идея, ряд интересных моментов и талантливый Джеймс МакЭвой в сложнейшей роли человека со множественным расщеплением личности. Однако и нудятина, и типичные шьямаланские глупости здесь тоже никуда не делись, но хуже всего - это пресный, без огонька финал. Весь фильм вам нагнетают саспенс, обещая в конце нечто ну адски свирепое, а на деле выходит пшик и банальщина, виденная нами в десятках других аналогичных триллерах.
Также неясно, зачем было заявлять, что в герое МакЭвоя живут аж 23 разных личности, если в сюжете задействованы лишь 8. Неужто этого показалось мало? И почему три здоровые крепкие девки, которых держали взаперти не связанными, так и не напали втроем на одного своего похитителя? Чего они выжидали - что он сжалится и сам их отпустит? Впрочем, такие пальцесосные условности характерны для всех фильмов Шьямалана, и было бы удивительно, не окажись их в "Сплите".
Помимо МакЭвоя, который эффектно "расщепился" как актер сразу на восемь образов, не могу не похвалить его российского дубляжиста Сергея Смирнова, наградившего каждую ипостась героя уникальной интонацией и манерой речи. Виртуозная работа голосом, особенно в тех сценах, где перемена личностей героя случается прямо в кадре.
В общем, кабы не филигранная игра главного актера и лежащий в основе сюжета яркий психический феномен, больше тут смотреть было бы не на что. И все же МакЭвой буквально в одиночку вырывает "Сплит" из массы других "маньячных" фильмов, делая тот запоминающимся и в целом интересным. Смотреть можно, хотя на эффект "Вау!" особо не рассчитывайте.
P.S. Появление в финальной сцене Брюса Уиллиса и отсылка к другому фильму Шьямалана "Неуязвимый" (2000) - явный намек на то, что наш мутный индиец решил забацать сиквел "Неуязвимого". Что ж, отрадно - все его картины с Брюсом считаются лучшими, надеюсь, и эта не подкачает.