Сквозные ранения
(Exit Wounds, 2001)
"Жди меня, и я вернусь, только очень жди!"
Арнольд Шварценеггер
Ни для кого не секрет, что после весьма удачной кинодилогии "Захват 1-2" (другое название - "В осаде 1-2") карьера Стивена Сигала, однако, пошла вразнос. Бывший в начале своего творческого пути весьма уникальным мордобойцем со своеобразной харизмой (в отличие от тогдашних каратэшных звезд Чака Норриса и Ван Дамма), Сигал довольно скоро приелся зрителю и перестал собирать кассу - благодаря, разумеется, своим мизерным актерским способностям и ничему более. Однако он не пошел в итоге на голливудское дно типа каких-нибудь Дона "Дракона" Уилсона и Оливье Грюнера, а остался плавать в мелком киноболоте, где ныне плещутся незабвенные наши Дольфушко Лундгрен и тот же Жан-Клодушко Ван Дамм. Увы, но нынешние фильмы Сигала нафиг не нужны даже подавляющему большинству его прежних поклонников, а другим и подавно. И тем не менее, если покопаться в этом навозе, в нем можно изредка наткнуться на что-то стоящее. Кому только охота заниматься этой грязной работой, вот в чем вопрос...
...Ну допустим, у меня иногда возникает такое извращенное желание. Которое - хотите верьте, хотите нет, - вполне себя оправдывает. И порой я натыкаюсь здесь пусть не на сверкающие бриллианты, но на очень даже отличные боевики. "Сквозные ранения" - как раз такая стоящая находка и есть.
Первым делом надо заметить, что снимал этот фильм все же человек опытный. Когда бывший голливудский оператор Ян де Бонт снимал свою шедевральную "Скорость", в операторах у него бегал тоже весьма маститый дядька - Анджей Бартковяк. Так вот, посмотрев на успех бывшего коллеги, Анджей тоже решил попробовать себя в режиссуре. И хоть повезло ему, конечно, меньше, но и отстоем первый фильм режиссера Бартковяка ("Ромео должен умереть") тоже не стал. Напротив, кинцо вышло настолько удачным, что подвигло Анджея продолжить "банкет". В результате чего и появились на свет "Сквозные ранения" - еще один достойный разрывной патрон в его режиссерской обойме.
Если вкратце, то это - самая настоящая старая школа полицейского боевика 80-х, сработанная на современном техническом уровне. Ну, вы помните эту классическую формулу: 80% экранного времени крутой герой мочит негодяев всеми мыслимыми и немыслимыми способами, 5% экранного времени сам получает пиздюлей, все остальное время кого-то допрашивает с пристрастием или ругается с начальством. Разумеется, в комплекте также прилагается суровый, но отборный мужской юмор и немного лирики. С лирикой в "Сквозных ранениях", правда, не задалось - как и во всех фильмах с Сигалом, впрочем. Зато процент юмора достаточно высок, и это главное. Да и со всем остальным тоже полный порядок: экшен фонтанирует через край, трюки лихие, погони на тачках раздербанистые, хореография мордобоя изящна и красива. Можно, конечно, спорить, был ли приглашенный Бартковяком на главную роль Стивен Сигал удачным выбором или нет, но - черт побери, Холмс! - смотрится он здесь ничуть не хуже, чем в своих классических первых киноролях или в том же "Захвате". К тому же его окружают действительно настоящие и хорошие актеры вроде Тома Арнольда, Энтони Андерсона и Давида Вадима (последнего здесь можно даже ненароком спутать с самим Эдвардом Нортоном ), так что и вся статичная "говорильня" в фильме тоже сделана добротно. Единственный актер, которого хочется долго возить рожей по обитому наждачной бумагой столу - это рэппер с именем из трех букв ЙУХ DMX. Кто приставил Бартковяку к башке револьвер и приказал включить в фильм это полное убожество, история умалчивает. Но именно так, похоже, и было, ведь прочие негры в "Сквозных ранениях" были набраны все же из актеров, а не из дерьма. Так что, если вам вдруг срочно понадобится наглядный пример самого дебильного чернокожего актера всех времен и народов - кивайте на этого ЙУХа DMXа, и попадете аккурат в самую точку.
В общем, если хотите поностальгировать по крутым боевикам старой школы, но не хотите пересматривать их по ...дцатому разу, то вот вам превосходный их современный заменитель. Чуток синтетический, но тоже высококалорийный и хорошо прожаренный. Да еще и с самим Стивеном Сигалом в роли главного разносчика Добра и Справедливости - хоть дядечко постарел и потолстел, но конечности негодяям ломает по-прежнему быстро, хрустко и с гарантией. А если вдруг "Сквозные ранения" закончатся, а пиво в вашем холодильнике - еще нет, то смело втыкайте в плеер первый фильм Бартковяка-режиссера - "Ромео должен умереть". Он такой же по крутизне и качеству, разве что про китайцев и с Джетом Ли в главной роли.