Sep 30, 2010 20:47
Волонтер Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека провел очередной пикет одного человека по собственной инициативе в Центральном районе Северной столицы. Он раздавал листовки Комиссии, протестуя против использования психиатрии для оправдания расизма, расистов и националистов.
В публикации Международной Гражданской комиссии по правам человека «РАЗЖИГАНИЕ РАСИЗМА. ИСТОРИЯ «НАУЧНОГО» РАСИЗМА» сообщается, что психиатры часто оправдывали расизм. Например, в 1883 году Френсис Гальтон, английский психолог, ввёл в оборот понятие «евгеника» (образовано от греческого слова eugenes, означающего «хорошая порода»).
Он выступал в поддержку «лучшей» расы, которая могла бы производить полноценное потомство, и стремился воспрепятствовать расам, которые он считал «неполноценными», иметь детей. Себя он, очевидно, относил к «лучшей» расе и, в силу этого, считал себя вправе вершить будущее всего человечества. Гальтон считал африканцев неполноценными.
В России получила известность история с Вячеславом Дациком, чемпионом по боям без правил и грабителем салонов сотовой связи. В. Дацик причислял себя к «арийской расе» и был сторонником сомнительной российской негосударственной организации «СС». Он ушел от уголовного наказания «через» судебную психиатрию, попав сначала в «тюремную психбольницу» на Арсенальной в Питере, затем в «дурку» в Дружноселье Ленобласти, откуда он смог сбежать, оказавшись в итоге в Норвегии.
Волонтер Комиссии провел свой одиночный пикет для информирования граждан об актуальной проблеме.
Нацистские психиатры и сторонники американского движения за душевное здоровье с готовностью ухватились за эти теории. Изначально они использовались для обоснования рабства. А позднее в соответствии с теорией евгеники заявлялось, что «иммигранты из Италии, Греции, Венгрии и других юго-восточных стран» не могут занять достойное место в обществе, так как в этих людях есть врождённая «предрасположенность к совершению преступлений, а именно к воровству, киднэппингу, разбою, убийствам, насилию и половой распущенности».
Такое «научное» объяснение использовалось для оправдания рабства в Соединенных Штатах. В 1797 году психиатр Бенджамин Раш, «отец американской психиатрии», заявил, что чёрный цвет кожи является результатом редкой, передающейся по наследству болезни, называемой «негритянство», которая произошла от проказы. Раш утверждал, что единственным признаком исцеления является то, что кожа вновь становится белой. Этот ярлык «болезни» послужил основанием для сегрегации* чёрных (чтобы белые не могли «заразиться»).
Писатель Роберт Уайтэкер пишет: «В течение 19-го столетия душевное здоровье афроамериканцев устанавливалось в зависимости от их официального статуса: свободный или раб. Те, кто жил в свободных штатах, или те, кто были рабами и публично выражали желание быть свободными, определенно рисковали, потому что их могли посчитать душевнобольными».
Согласно переписи 1840 года в Соединенных Штатах сумасшествие в 11 раз чаще отмечалось среди представителей негритянского населения, живущего на Севере, чем на Юге. Вскоре было продемонстрировано, что этот результат абсурден, но политики Юга успели ухватиться за него как за доказательство того, что «рабство - это благо для негров», как сообщает Уайтэкер.
«Мы можем доказать необходимость рабства, - рассуждал сенатор Джон Калхаун. - Африканцы не способны позаботиться о себе и полностью лишаются рассудка, когда на них обрушивается бремя свободы. Милосердным по отношению к ним будет проявить заботу и защитить от умопомешательства».
В 1851 году Самюэль Картрайт, известный белый врач из Луизианы, сторонник евгеники, заявил, что открыл две душевные болезни, присущие чернокожим и оправдывающие их рабство. Одна из них - упоминавшаяся выше drapetomania, другую он назвал dysaesthesia aethiopis.
Доктор Томас Сац, заслуженный профессор психиатрии и один из основателей ГКПЧ, писал: «Картрайт заявил, что эта болезнь [drapetomania] создает у чернокожих неконтролируемый позыв сбежать от своих “хозяев”. Как уже упоминалось выше, в качестве “лечения” от этой “болезни” Картрайт рекомендовал “выбить из них дьявола кнутом”».
Предполагалось, что dyasethesia aethiopis (испорченное восприятие) влияет как на разум, так и на тело чернокожих. Симптомами этой болезни считались: неподчинение, непочтительные ответы и отказ работать. В качестве «лечения» предписывался каторжный труд! Картрайт утверждал: «Белый человек насильственно принуждает ленивого негра совершать интенсивные физические упражнения, активизирующие лёгкие, из которых обновлённая кровь поступает в мозг и дает свободу разуму» [курсив наш].
В 1879 году немецкий психолог Вильгельм Вундт из Лейпцигского университета окончательно сформулировал научное «обоснование» евгеники и расизма, высокомерно заявляя, что, поскольку человеческую душу нельзя измерить точными инструментами, значит, она не существует. И человек вмиг стал всего лишь ещё одной разновидностью животных. С человеком, лишенным души, по утверждению Вундта, можно обращаться так же, как с собакой, у которой выделяется слюна, когда она слышит звук колокольчика.
В 1895 году Альфред Плётц, швейцарско-немецкий психиатр, опубликовал свою теорию расовой неполноценности «Пригодность нашей расы и защита неполноценных». Называя свою философию «расовой гигиеной», Плётц открыто выступал против оказания медицинской помощи «неполноценным». Позже Гитлер и сторонники нацистского режима использовали её для того, чтобы решать, кто является «неполноценным» и что с ними делать. Таким образом, можно считать, что Плётц и его коллеги создали основу для нацистской идеологии.
Однако Плётц поспособствовал не только появлению нацистского режима и Холокоста. Его работа заложила фундамент подавления на расовой почве во всём мире, включая Австралию, Канаду, Англию, Южную Америку и Соединенные Штаты.
Сегодня, однако, и США, и Германия активно выступают против любых форм расизма и фашизма. Почему же в России союз некоторых психиатров и фашистов все еще возможен? И не является ли история Вячеслава Дацика печальным подтверждением этого союза?
Иван Маркелов
расизм,
"Оправдательная психиатрия"