Музей речного флота в Нижнем Новгороде. Часть 1

Feb 27, 2016 16:40


Мое первое образование связано с судоходством, поэтому к музею речного флота в Нижнем Новгороде меня потянуло магнитом. Не испугали ни дождь на улице, ни то, что по адресу, который указывался, про музей вообще ничего не знали. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет.
В музее наглядно представлена история судостроения вообще и развития речного флота на Волге в частности. Здесь будет интересно мальчишкам, большим и маленьким, но не только. Не смотря на то, что музею явно не хватает достойного помещения, посетить его очень даже стоит. Найти его можно в речном училище.






Деревянное судостроение на Руси начало развиваться с III тысячелетии до н.э., первобытные челны-однодневки изготавливались методом выжигания и выдалбливания.

Но прогресс не стоит на месте, и средства передвижения совершенствовались. Для повышения грузоподъемности челнов на их борта стали нашивать доски, а после строить суда лодейного типа. Требовались легкие и прочные суда, приспособленные к сложным условиям плавания и перемещениям волоком из одной реки в другую. Наиболее распространенными судами в IX-XIV веках были набойные ладьи (насады) дощатые (дощаники), шитики, ладьи и струги.


Шитик - наборное, шитое ремнями судно, XV век

Шитик - судно северного поморья. При постройке шитиков обшивочные доски между собой сшивались распаренной вицей, кожей и жгутами, сделанными из мочала, а также ивовыми ветвями, рыбьими жилами. В движении приводились ветром или веслами. Грузоподъёмность их достигала 50 тонн.

В XV веке суда лодейного типа заменяются судами барочной конструкции.


Гусяна. Деревянное судно барочно-лодочного типа

Гусяны строились на реках Гусь, Ока, Унжа. Плоскодонные, беспалубные и низкобортные суда, в прежние времена были самыми распространенными в мелководном омском бассейне. Буксировались коноводными машинами, впоследствии пароходами. На них перевозили разнообразные грузы, шедшие на Нижегородскую ярмарку и обратно из Нижнего в Москву и другие приокские города.


Коломенка

Коломенки - длинные узкие суда с плоским дном и отвесными бортами. Особый тип судов далекой окраины русского государства.
Коломенки появились в XVI веке. Строились на реке Чусовая, в верховьях Камы и на Вятке, большей частью из елового леса. Крепились нагелями и железными гвоздями, конопатились паклей и мочалом, совершенно не смолились. Управлялись коломенки веслами, располагаемых поровну на носу и корме, в более же позднее время - рулем, навешиваемым на петлях и крючках. В низовьях ходили на веслах, а обратно бурлацкою тягою и с помощью кабестанов.

Петр I повелел учредить в Нижнем Новгороде верфь и на Волге строить морские суда, потому что "сей город стоит на середине сея великия реки и на устье Оки, и потому отовсюду стекаются в оной торговые как бы в центр, и второе - посредством сих рек обосновать Российскую торговлю с богатыми тамошнеми Индейскими областями..".








Расшива - деревянное парусное судно

Расшива - деревянное парусное судно. Для постройки были основаны судоверфи на Оке, у села Черного, в Нижнем Новгороде, Балахне, Горбатове, Васильсурске, Костроме, и Казани. Строились они довольно основательно и были выработаны такие совершенные формы, которые оставались идеальными еще на два столетия вперед. Служили до 8-10 лет, лес для постройки употреблялся сосновый и еловый, обшивка бортовая и днище крепилось железными гвоздями, конопатились паклей и засмаливались смолою. Расшивы предназначались преимущественно для плавания против течения, как тягой - людьми, так и на парусах при попутном ветре.


Тихвинка. Беспалубное деревянное судно

Тихвинка - беспалубное деревянное судно, название произошло от реки Тихвинка. Суда ходили также по Тихвинской системе. Наибольшее распространение получили в начале XIX века. Форштевень делается закатом, т.е. загибом вершины внутрь судна, ахтерштевень отвесный. На малых тихвинках палубы не делают, устраивая временную тесовую или рогожную крышу. Предназначались для перевозки разных товаров из Санкт-Петербурга на Нижегородскую ярмарку.


"Нолик". Несамоходное грузовое судно

Нолик - небольшое грузовое судно второй половины XIX века. Имели прочную конструкцию, палубу, предназначались для тяги мощными буксирами. Небольшие нолики использовались как лихтеры. Посередине корпуса устанавливалась мачта с прямым парусом, за ней "казенка", в носовой части - кнехты для крепления буксирного троса. В 1890 году это был уже исчезающий тип - в эксплуатации находилось всего два судна.


Мариинка. Несамоходное деревянное судно

Мариинки впервые появились в 1867 году на Мариинской системе. Главное место постройки мариинок - г. Череповец и Череповецкий уезд. Срок службы лучших судов продолжается 8 лет. Стойкость постройки, в зависимости от чистоты ее и от размеров судна, колебалась в конце XIX века от 500 до 1500 рублей.


Беляна. Одноразовое сплавное судно барочно-лодочного типа

Беляна - одно из самых интересных и оригинальных судов волжского бассейна и берет начало от древних насадов. Использовалось судно исключительно для перевозки разных лесных материалов и двигалось оно только вниз по течению, самосплавом. Беляны собирались в течение долгого времени и особенного развития они получили в 60-70 гг. XIX века, когда на Волге ходило более 500 пароходов, работающих на дровах. Последняя беляна была собрана на Волге в 1926 г.



Беляна. Одноразовое сплавное судно барочно-лодочного типа


Беляна. Одноразовое сплавное судно барочно-лодочного типа


Галера "Тверь". Гребное деревянное судно

"Тверь" - гребное судно голландского типа с округленным дном, низкими бортами, двумя мачтами. В 1767 г. на галере "Тверь" Екатерина II совершила путешествие по Волге. Судно рассчитано на 13 пар весел и парус. На корме украшено императорским гербом и вензелем Екатерины. На палубе 8 комнат для Екатерины, еще 8 кают в трюме кормы, для прислуги. В носовой части помещения кухонь. По окончании путешествия Екатерины галера была доставлена в Казань, где и хранилась в качестве исторического памятника. Сгорела в 1956 году.

Бурлаки - судовые рабочие, нанятые на время путины для тяги судна против течения. Бурлацкие артели составлялись из расчета 4-6 человек на 1000 пудов (16 000 кг).










Подчалок. Грузовое судно

Подчалки строились в основном в Нижегородской губернии из елового и соснового леса. Буксировались против течения коноводными машинами или кабестанами. Малые подчалки имели грузоподъемность до 480 тонн. Предназначались подчалки в основном для перевозки хлебных грузов и железа. Рабочих во время сплава требовалось 20-30 человек.


Подчалок. Грузовое судно

Музей речного флота. Часть 2
Музей речного флота. Часть 3
Музей речного флота. Часть 4
Музей речного флота. Часть 5
Музей речного флота. Часть 6
Музей речного флота. Часть 7

музеи и выставки, Нижний Новгород

Previous post Next post
Up