Протоиерей Даниил Азизов и "голоса Ниневийской земли"

Feb 12, 2016 01:16



В феврале этого года сайте "Приходы" опубликовано хорошее доброе интервью с протоиереем Даниилом Азизовым под названием "Голоса Ниневийской земли".

Оно читается легко и на одном духу.

За исключением, пожалуй, вот этого досадного момента: "Многие ассирийцы пришли в Россию уже православными, являясь чадами Антиохийского Патриархата".

Антиохийский патриархат, конечно, же никакого отношения к ассирийцам, которые переселялись в Россию с первой четверти 19 века и вплоть до конца Первой Мировой войны, не имел и не мог иметь.

Этнические ассирийцы, переселявшиеся в Российскую империю в тот период были выходцами из Церкви Востока, из её "несторианской" или "халдейской" (униатской) частей, или недавно воцерковленными в иностранных духовных миссиях (в их числе русской православной) людьми, сохранявшими, тем не менее, глубокую связь со своей родной ассирийской Церковью, и продолжавшими соблюдать многие её обычаи и традиции.

Более того, даже дело присоединения части ассирийцев к Православию задержалось на несколько десятков лет, так как российский МИД рекомендовал Синоду не принимать ассирийцев, в особенности проживавших на территории Османской империи, под свой омофор, дабы не раздражать власти Османской империи!

Вместо этого ассирийцам предлагали войти в состав лояльного султанам Антиохийского патриархата, от чего они категорически отказывались, так как тянулись именно к Российскому государству и Церкви, которые могли реально облегчить их все ухудшающееся положение в Персии и Турции.

Но никак не к Антиохийскому грекоправославному патриархату, с которым их не связывали ни общность традиции, ни происхождение, не литургический язык, ни этнический состав паствы (арабы-христиане).

В результате соединение части ассирийцев Ирана с Русской Церковью, а вернее переход в неё целой епархии Ассирийской Церкви Востока, свершилось лишь в 1898 году, с опозданием на несколько десятков лет.

Муссирующаяся сейчас отдельными лицами версия о якобы принадлежности ассирийцев России и стран бывшего СССР к пастве Антиохийского патриархата не выдерживает критики.

Тем более,что люди, как правило, хорошо знают свою родословную и даже продолжают хранить у себя в домах портреты патриарха Мар Шимуна, возглавившего борьбу своего народ на стороне России и ее союзников в годы Первой мировой войны. А он был главой той самой церкви, чье самостоятельное существование никогда не ставилось под сомнение серьезными европейскими и русскими учеными.

К тому же, лишь спустя несколько десятков лет после трагического Исхода 1918 года из Урмии в Ирак, уже после окончания Второй Мировой войны, несколько десятков семей ассирийских православных прихожан, весь остаток бывшей паствы Урмийской православной миссии (замечу, бывших "несториан" поголовно!), передадут в багдадскую митрополию арабоязычного грекоправославного Антиохийского Патриархата.

Тем не менее, этот огрех, никак не уменьшает явных достоинств интервью.

И данное выступление отца Даниила в российском церковном СМИ является примером достойнейшего отношения православного священника-ассирийца к Церкви, прихожанами которой были некогда его предки.

Именно так и должны выстраиваться отношения между представителями различных христианских традиций и конфессий.

Тем более, когда это происходит в границах одного и того же этноса, рассеянного по всему миру, и все более поглощаемого волнами убийственной ассимиляции.

© Роланд Биджамов

12 февраля 2016 года

http://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/23788/

Ассирийская Церковь Востока, история, Урмийская миссия, христианство, Халдейская Церковь Востока, общество, Русская Православная Церковь, Церковь Востока, ассирийцы

Previous post Next post
Up