В феврале этого года сайте "Приходы" опубликовано хорошее доброе
интервью с протоиереем Даниилом Азизовым под названием "Голоса Ниневийской земли".
Оно читается легко и на одном духу.
За исключением, пожалуй, вот этого досадного момента: "Многие ассирийцы пришли в Россию уже православными, являясь чадами Антиохийского Патриархата".
Антиохийский патриархат, конечно, же никакого отношения к ассирийцам, которые переселялись в Россию с первой четверти 19 века и вплоть до конца Первой Мировой войны, не имел и не мог иметь.
Этнические ассирийцы, переселявшиеся в Российскую империю в тот период были выходцами из Церкви Востока, из её "несторианской" или "халдейской" (униатской) частей, или недавно воцерковленными в иностранных духовных миссиях (в их числе русской православной) людьми, сохранявшими, тем не менее, глубокую связь со своей родной ассирийской Церковью, и продолжавшими соблюдать многие её обычаи и традиции.
Более того, даже дело присоединения части ассирийцев к Православию задержалось на несколько десятков лет, так как российский МИД рекомендовал Синоду не принимать ассирийцев, в особенности проживавших на территории Османской империи, под свой омофор, дабы не раздражать власти Османской империи!
Вместо этого ассирийцам предлагали войти в состав лояльного султанам Антиохийского патриархата, от чего они категорически отказывались, так как тянулись именно к Российскому государству и Церкви, которые могли реально облегчить их все ухудшающееся положение в Персии и Турции.
Но никак не к Антиохийскому грекоправославному патриархату, с которым их не связывали ни общность традиции, ни происхождение, не литургический язык, ни этнический состав паствы (арабы-христиане).
В результате соединение части ассирийцев Ирана с Русской Церковью, а вернее переход в неё целой епархии Ассирийской Церкви Востока, свершилось лишь в 1898 году, с опозданием на несколько десятков лет.
Муссирующаяся сейчас отдельными лицами версия о якобы принадлежности ассирийцев России и стран бывшего СССР к пастве Антиохийского патриархата не выдерживает критики.
Тем более,что люди, как правило, хорошо знают свою родословную и даже продолжают хранить у себя в домах портреты патриарха Мар Шимуна, возглавившего борьбу своего народ на стороне России и ее союзников в годы Первой мировой войны. А он был главой той самой церкви, чье самостоятельное существование никогда не ставилось под сомнение серьезными европейскими и русскими учеными.
К тому же, лишь спустя несколько десятков лет после трагического Исхода 1918 года из Урмии в Ирак, уже после окончания Второй Мировой войны, несколько десятков семей ассирийских православных прихожан, весь остаток бывшей паствы Урмийской православной миссии (замечу, бывших "несториан" поголовно!), передадут в багдадскую митрополию арабоязычного грекоправославного Антиохийского Патриархата.
Тем не менее, этот огрех, никак не уменьшает явных достоинств интервью.
И данное выступление отца Даниила в российском церковном СМИ является примером достойнейшего отношения православного священника-ассирийца к Церкви, прихожанами которой были некогда его предки.
Именно так и должны выстраиваться отношения между представителями различных христианских традиций и конфессий.
Тем более, когда это происходит в границах одного и того же этноса, рассеянного по всему миру, и все более поглощаемого волнами убийственной ассимиляции.
© Роланд Биджамов
12 февраля 2016 года
http://prichod.ru/orthodoxy-everywhere/23788/