Казань. 5-8 ноября 2015 года. Около 800 зарегистрированных участников и по 400-500 разовых билетов в день.
Зилант этого года получился атмосферный - добрый, немножко грустный и очень ролевой. И это не смотря на то, что я занимался преимущественно футурологией. Просто как-то все совпало, вошло в резонанс и зазвучало подробно музыке Айнур. Может быть, сыграла магия цифры 25, все-таки юбилейный конвент и приехало много старых друзей. А может быть сработала новая система расписания - она теперь автоматизированная, каждый руководитель площадки может сам поставить свои события на удобное время. В результате стало гораздо меньше обидных пересечений.
Мне понравилась отзывчивая аудитория. Понятно, что ее обеспечила мне дружественная секция фантастиковедения, которую ведет Василий Владимирский. Он занимался писателями, а я играми про будущее. В качестве почетных гостей были приглашены Сергей Переслегин, супруги Ютановы и Антон Первушин. Интересно выступил о будущем и Кирилл Еськов. Впрочем, мне не хочется писать светскую хронику о том, кто и что сказал. Я много записал на видео, желающие смогут посмотреть. В будущем году поеду туда с более обширной программой.
Я сам часто поругивал Фетисова за размывание фокуса. Дескать это фестиваль обо всем и ни о чем. Но сейчас эта всеядность стала конкурентным преимуществом. Все-таки тяжело 25 лет слушать только о правилах радиообмена, АХЧ, экономике и прочих наших игровых делах. Хочется и в сторону отойти, послушать музыку, фантастов и поэтов.
Кстати о музыке. На ТнП победил Андрей Королёв - достойнейше сразился с канцлером Ги.
Мы поговорили о будущем Зиланта. Позиция Бориса Фетисова принципиальная - зиланткон остается городским конвентом, не отгораживается от города, а наоборот, вовлекает горожан. Танцы, концерты и прочие популярные мероприятия остаются. Конечно, хочется запереть двери ДК и оказаться в уютном закрытом мире. Или уехать на базу под казанью, благо их там есть. Но маленьких закрытых мирков в нашем сообществе и так хватает. Так что лучше давайте придумаем, как вовлечь цивилов в наши орбиты.
Для меня это возможность - уйти в научно-популярную тематику и расширить ролевые рамки. Я пытался заниматься этим на Комконе, но не хватает разнообразия аудитории, так что тема там сошла на нет. Наличие рядом на Зиланте бурно цветущей секции фантастиковедения и просто большего количества людей очень помогает.
Что нужно делать, чтобы конвент остался ролевым? Это прежде всего составление программы его участниками. В этом году уже заработала в тестовом режиме система бюджетирования. Каждый участник может распределить свой взнос между мероприятиями конвента. Взнос 2000 рублей дает 20 голосов, их можно распределить между концертами, семинарами или турнирами. У мероприятий появляется бюджет, который они могут потратить по своему усмотрению - оплатить дорогу, взносы или даже выдать гонорар. Часть голосов, конечно, распределит оргкомитет. Но план - все деньги от зарегистрированных участников идут на программу. Орграсходы покрываются разовыми билетами для цивилов. Напомню, это 400-500 человек в день.
У осознанных участников будет ряд привилегий - допуск на закрытые вечеринки по бэджам. В этот раз такой фишкой были пострелялки на ксотаропушках в подвале. Романтика! там такой лабиринт - идеально для зомбоапокалипсиса. Я даже сначала забоялся - особенно после того, как мимо понесли травмированное тело. Но потом собрался с духом и даже кого-то завалил - в темноте с перепугу не видно.
Есть интересная проблема. Часть аудитории Зиланта составляют работники. Их там под триста человек. С одной стороны, они обеспечивают стабильность конвента, поскольку говорят на одном ролевом языке. С другой - эффективность их работы близка к нулю. Это очень современная проблема из жизни - лишние люди. Они привлекаются на работу, причинение пользы. Для, них надо изобрести функцию, иначе не поедут. Для сравнения, персонал ВолкА Около 50 человек.увы, времена изменились, эту систему ждет жесткая реформа.
Призрак Большого брата пришел и встал за спиной
Тук тук тук. Из маленьких деталей складывается тревожная картинка. В уголке слышу разговор, будто у властей есть мнение - надо бороться с западным влиянием и запретить страйкболистам носить форму НАТО. Или семинар про игры на темы современности. Дескать не стоит тревожить общественное мнение и играть на острые политические темы. Как бы чего не вышло... Даже критерий выработали - пока есть живые свидетели, которых тема может задеть, не стоит ее ворошить. В чем-то они правы. Как в Украине сыграть майдан и не скатиться в драку? Уж больно тема острая - на уровне гражданской войны.
Трындели в кулуарах с Борисом Фетисовым. Речь зашла о том, что ролевое сообщество как-то отделилось и утратило гражданскую позицию. Дескать мы тут в своем болоте играем, в общественной жизни не участвуем. Агрессивность ноль, мир, дружба, от мира отделились заборчиком. Так можно ведь и отвалиться от мира, как аппендикс. Что бы такого сделать, чтобы актуализироваться и стать созвучными миру?
Я в качестве ответа продолжил три мероприятия :
- нашумевшая в свое время игра Беслан. Можно и что-то поактуальнее поставить. Например, про штурм Донецкого аэропорта.
- осмысление творческого наследия доктора Геббельса на материале современной российской пропаганды
- эх, жаль выборы на сентябрь перенесли. У нас есть отличная игра для подготовки наблюдателей имени холмского. Игроки выводят такие мотивированые и прямо в целевой регион.
Примешь ли ты, Борис, такие заявки?
Ничего мне пока по этому поводу Борис не ответил. И ответ его я знаю - Зилант у нас витрина парадная. Сюда нередко начальство заглядывает, не стоит его всякой крамолой тревожить.
Не нравится мне не столько позиция Бориса, ее я понимаю. Мне поиграть, а ему последствия расхлебывать. Мне не нравится, что мы как ролевики заговорили о самоограничении. Собрался съезд ролевиков и постановил - эти темы не играем, чтобы не обидеть кого ненароком. Моя позиция здесь несколько экстремистская - не должно быть закрытых тем. Здесь я на стороне ребят из Шарли Эбдо.
В принципе, граница эта для творчества явление даже позитивное. Она включает фантазию. Желание ее перешагнуть позволит создать талантливые вещи. Установление границы это часть технологии окна Овертона. Глазом не успеешь.моргнуть, как эта граница рухнет, оставив после себя остросоциальные произведения искусства, чья задача и есть расширение границ.
Метод метафоры готов прийти нам на помощь. Поиграем не в Беслан, а в Сеслан, чтобы гусей не дразнить. Но мне не очень интересно разводить метафоры. Почему мы боимся назвать вещи своими именами?
Что до этики, то есть решение, которое человечество уже отработало. Это позиция по отношению к порнографии. Она есть и общедоступна, с ней всерьез никто не борется. Мир от этого не рухнул. Но есть маркер "содержание предназначено для лиц старше 18 лет». Аналогичны должны быть и меры по отношению к играм на острые и вызывающие темы. «Эта игра содержит материалы, которые могут оскорбить ваши нравственные, религиозные чувства или политические убеждения».
На Западе тоже существуют табуизированные темы. Там наоборот предпочитают играть в день сегодняшний. Воробейка высказала версию, что это результат консенсуса. Нельзя в Европе говорить о прошлом и никого при этом не обидеть. У них нет общего взгляда на прошлое, сплошные войны и конфликты. А в России нет общего взгляда на современность. Вот мы и остерегаемся в это играть.
Давайте пожуем тему большого брата с другой стороны. Я проводил семинар про игры, которые меняют будущее. Речь шла и про образовательные, и про политические игры.
Два мнения меня огорчили. Одно - что учителя в школах косные и игры туда не пустят. Мир, однако, не такой. Игра хорошо заходит в школы, если ее донести до учителя. Его надо убедить в том, что игра реально помогает в педагогике, дать инструментарий. Другой вопрос, что еще не проделана критическая масса работы - нет у ролевиков нужного массива методической литературы об играх для школьников. И захватывать систему образования нужно через ВУЗы - втягивать в нашу деятельность студентов. Это вызов. А ролевики не тянут, узок круг бойцов на этом фронте. Вызов есть, а принять его некому. Вот и ссылаются на консерватизм государства.
Вторая тема - дескать наше государство просматривает за попытками создать островки жизни и задушит их при первой возможности. Ну или возглавит и возьмет под жесткий контроль. А до внедрения идей вообще не дойдет, ибо опасно это - думающие люди.
Наш режим не настолько кровав, как его некоторые видят. Будь он таким, давно пора было бы на площадь с булыжниками. Я довольно радикальный сторонник оппозиции. Но вынужден признать, что кроме механизмов подавления есть и механизмы роста, сознательно запущенные сверху.
Я горячий сторонник Агентства Стратегических инициатив - инструмента, который построен при активном участии ролевиков и открыт для присоединения. Это работает, можно снизу постучать, а сверху услышат. Верхи пытаются генерить и запускать новое в нашу жизнь без разборки старого. Там сильно не безоблачно, но можно выращивать новые сетевые системы рядом с существующими иерархиями. Подробности я приложу отдельными ссылками.
Миха Кожаринов, как
ты был прав насчет консерватизма ролевиков! Мы сами себе придумываем барьеры и ужасы, а воображение рисует призрак Большого Брата. Давайте все-таки принимать вызовы времени. И тогда все у нас получится.