Цветы на полях

Dec 29, 2012 20:48

Обещал показать ряд Красноуфимских икон. Вот Казанская, 1793 год:




Икона - в двойном ковчеге. Внешний бортик имеет практическое значение. Он предохраняет от вытирания тонкий черневой орнамент и роспись по полям. Вверху слева, напротив Ангела-Хранителя - Архангел Михаил. Кроме всего прочего, считался проводником в загробный мир. Ниже - Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Ниже - Василий Великий и Иоанн-Воин. Святые находятся в нишах, которые называются киотцы. Икона изысканная. Письмо тонкое. Материалы очень дорогие - золото, киноварь, краплак.

А вот, похоже, та же мастерская:




Это распятие - врезка. По моему опыту, врезка всегда говорит о том, что икона старообрядческая. Конец XVIII века. В левом верхнем - Иоанн Предтеча, напротив - Харлампий, один из самых уважаемых святых для старообрядцев. Использовался как наглядная агитация. Испытал все гонения и казни за истинную веру, говорил правду владыкам в лицо без страха, сидел в тюрьме, удостоился беседы с Господом и умер своей смертью за пять минут до казни в возрасте...113 лет! Представляете, какой посыл недоброжелателям? В сельскохозяйственных районах - охранитель земли и урожая. Ниже - Власий, напротив Нифонт. Ниже - Иоанн-Воин, а напротив - Кирик с Иулитой.  У старообрядцев изображение Кирика с Иулитой расценивалось как родительское наставление быть крепкими в вере. Позём, то на чем стоят святые - переработка классического Невьянского, использовавшегося с 1762 по 1800 год.А вообще, этот позём встречается у ярославцев и костромичей в XVII веке.

А это - Святая Екатерина. Из тех же краев. XVIII век.




Вверху - Спаситель на облачках. Эти облачка классические для Красноуфимска XVII века. Орнамент на фонах - откровенно книжный. Позём с разноцветными цветами похож на предыдущий, но свой.

А это - Спас Нерукотворный. Этот образ присутствовал на русских боевых знаменах, а у старообрядцев-поморцев был едва ли не основной иконой. Этот извод Нерукотворного Спаса называется Хлыновский. Это XVIII век. Сохранили все что могли, и восстанавливать не стали. Икона стильная, тонкая и изысканная.




Святые на полях в красных киотцах - Енох и Илья. Только они были взяты живыми на небо. Илья на Горнозаводском Урале почитается как пустынножитель и бесстрашный ревнитель по истинной вере. В сельскохозяйственных районах - ответственный за погоду и урожай. Фигуры святых написаны в 9-10 голов. Плат (убрус) украшен изысканным золотым орнаментом, нижняя часть - красным, как на русских полотенцах. Облачка, на которых стоят ангелы - такие же, как на Екатерине. Местами на фонах проглядывает домотканная паволока XVIII века. Глаза у Спаса выцарапаны.

Вот такие были Красноуфимские иконы XVIII века с книжными орнаментами на полях. Эти иконы высокие по уровню, сориентированы на Невьянск, при этом достаточно самобытные, бытовали в Горнозаводских поселениях, у старообрядцев часовенных (потомки и последователи беглопоповцев - софонтиевцев). А позднее в XIX веке в этих краях подхватили поморцы. В Красноуфимском уезде их было много. Особенно среди казаков и крестьян. Иконы у них писали в той же манере, но попроще, хотя тоже получалось красиво.

В следующий раз покажу.
Previous post Next post
Up