Пушка Eго Величества / His Majesty Gun

Oct 24, 2012 18:18


Рядом со Стоунхенджем сохранились свидетельства того, как каменные блоки могли быть доставлены к своему сегодняшнему местоположению.

В трех километрах к северу от Стоунхенджа, на территории Королевской Школы Артиллерии в военном городке Ларкхилл, стоит 18-дюймовая гаубица на специальном железнодорожном лафете с подъемным механизмом на 110 тонн.Подъемный механизм на железнодорожном лафете, судя по всему, использовался для транспортировки массивных грузов весом до сотни тонн в район Стоунхенджа.

Транспортировка осуществлялась по военной железной дороге, которая в настоящее время демонтирована.




Гаубицы и лафеты конструировались таким образом, чтобы их можно было при необходимости компоновать. На фото ниже легко отличить гаубицу, покрашенную в зеленый цвет, от лафета, который представляет собой специализированный железнодорожный состав.


Современная фотография 18-дюймовой гаубицына железнодорожном лафете (1)
Параметры гаубицы
Вес ствола: 85.7 тонн
Длина ствола: 16 метров
Вес снаряда: 1,134 кг
Калибр: 18 дюймов
Вес заряда: 128 кг
Дальность: 20,400 м

Параметры лафета
Вес состава: 95 тонн
Угол подъема: 10 градусов

Лафет в течении 52 лет использовался без 18-дюймовой гаубицы
Лафет под номером 10 был построен в 1886 году Королевским Ведомством Лафетов как стендовый образец и большую часть своей жизни провел на полигоне в Shoeburyness.(3)
18-дюймовая гаубица под номером L1 была построена в 1919 году частной компанией Elswick Ordnance Company (EOC) и была пятой и последней из аналогичных гаубиц этого калибра. В 1938 году одна из 18-дюймовых гаубиц была доставлена в Shoeburyness и установлена на лафет для стендовой стрельбы с целью тестирования брони и бетонных укреплений.(4)

Табличка на лафете в Ларкхилл (1)
Грузоподъемность: от 43 до 110 тонн
Название создателя лафета: R.C.D (Royal Carriage Department, Королевское Ведомство Лафетов)
Год выпуска: 1886
Регистрационный номер: S.464
Собственный вес: 95 тонн

Таким образом, лафет 1886 года постройки с подъемным гидравлическим механизмом на 110 тонн на 33 года старше гаубицы и использовался отдельно от нее на протяжении 52 лет - с 1886 до 1938 года. Подробности использования лафета в этот период - неизвестны. Сколько лафетов такой конструкции было построено - неизвестно.Сохранилась одна черно-белая фотография лафета с гаубицей (3) в архивах RAHT (Royal Artillery Historical Trust), но место и дата этой фотографии - также неизвестны.




Лафет не мог быть использован для стрельбы из гаубицы

Единственным упоминаемым применением лафета 1886 года была стрельба из 18-дюймовой гаубицы для тестирования брони и бетонных укреплений. (4) Однако такое использование лафета вызывает сомнения.

«18-дюймовая (457-мм) гаубица His Majesty Gun Boche Buster была во всех смыслах последним словом Британской супер-тяжелой [артиллерии]. Созданная совместимой с лафетом от 14-дюймовой гаубицы, 18-дюймовка была обычной гаубицей типа BL [заряжаемой с казенной части], только размеры ее были исключительными». (3)

Было построено всего 5 гаубиц и, по разным данным, от 2 до 12 лафетов. Один из лафетов с соответствующим именем Пушка Его Величества «Гаргантюа» (HMG Gargantua) был продан в металлический лом в 1936 году и закончил свой путь в Shoeburyness (там же, где двумя годами позже монтировали гаубицу на лафет 1886 года). Остальные лафеты постигла разная судьба, последние были переплавлены в начале 1960-х годов на Королевском Арсенале в Woolwich. (4)

На снимке - Пушка Его Величества HMG Peacemaker в Dover в 1943 году (4)

Сравните с лафетом, выставленным в Ларкхилл.

Еще одна из 18-дюймовых гаубиц была установлена на HMG Boche Buster и служила в основном для пропагандистских целей и для фотографирования с первыми лицами государства, так как использование в боевых действиях было признано неэффективным.(4)



Лафет Boche Buster c 18-дюймовой гаубицей (2)

Сила отдачи при стрельбе из 18-дюймовой гаубицы составляла до 420 тонн. (4)
Сохранились документальные съемки стрельбы с железнодорожного лафета Boche Buster. (5)
Очевидно, что такой выстрел просто перевернул бы 94-тонный лафет 1886 года.

Сравните конструкции:

Конструкция 15-осного лафета Boche Buster(4)
6-осный лафет 1886 года с 18-дюймовой гаубицей в Ларкхилл.(1)
Для масштаба - снаряд справа высотой в 2 метра.

В окрестностях Стоунхенджа была военная железная дорога
Выставленный экспонат смонтирован на коротком отрезке железнодорожного полотна. Общий вес конструкции из гаубицы и лафета - более 180 тонн. Это самая большая сохранившаяся пушка в Британии и самый тяжелый подвижной состав. Расстояние до ближайшей ветки железной дороги - более 10 километров по прямой.

На территории вокруг Стоунхенджа существовала военная железнодорожная инфраструктура, о которой почти не сохранилось упоминаний. Тем не менее, даже сейчас следы железнодорожного полотна можно найти на расстоянии в полтора километра от камней Стоунхенджа. Ветка железной дороги вела прямо к Стоунхенджу, однако ее следы на территории непосредственно примыкающей к камням в настоящее время уничтожены.


Премьер-министр Уинстон Черчиль с инспекцией
на Boche Buster в июне 1941 г.

Сохранилось историческое свидетельство: «После возвращения из Франции, Boche Buster отправили на хранение. В 1926 14-дюймовая пушка была объявлена устаревшей, но лафет сохранили и установили на него один из 18-дюймовых стволов. Пушку направили на Salisbury Plain где она дважды стреляла в межвоенные годы; один раз из Druid's Lodge, в конце военной железной дороги, которая ответвлялась от главной ветки в Эймсбери и петляла через Ларкхилл; второй раз - из Bullford Sidings». (6) Druid's Lodge расположен в 4-х километрах на юго-запад, а Bullford Sidings - в 5 километрах к востоку от Стоунхенджа.

Вероятно, по этой военной железной дороге и была доставлена гаубица с лафетом в Ларкхилл, а затем дорога была ликвидирована, хотя железнодорожную насыпь можно и сейчас проследить достаточно хорошо. Военная железная дорога заслуживает отдельного повествования, однако сейчас можно заключить, что к Стоунхенджу через Ларкхилл и Эймсбери была проведена военная железная дорога большой грузоподъемности, а военный статус дороги позволял содержать перевозки в тайне.

Выводы
В заключение можно сделать вывод, основываясь на следующих фактах:
  • На территории вокруг Стоунхенджа существовала военная железнодорожная инфраструктура;
  • Военный статус железной дороги позволял содержать перевозки в тайне;
  • Лафет, созданный в 1886 году, имеет подъемный механизм грузоподъемностью до 110 тонн;
  • Лафет невозможно было использовать для стрельбы из-за огромной силы отдачи;
  • 18-дюймовая гаубица была установлена на лафет через 52 года после его создания;
  • В собранном виде лафет и гаубица сейчас выставлены в 3 километрах от Стоунхенджа.

Военизированная засекреченная железнодорожная инфраструктура вокруг Стоунхенджа и специализированный подвижной состав с подъемным механизмом до 110 тонн могли быть использованы для транспортировки каменных блоков в первой фазе современного строительства Стоунхенджа.

Список литературы
1. Amorama

2. Википедия. BL 18 inch railway howitzer

3. Clarke, Dale. British artillery 1914-1919: Heavy artillery. Oxford : Osprey Publishing Ltd, 2005.

4. Kent History Forum

5. YouTube. Boche Buster.

6. Disused Stations

Военная техника, Стоунхендж

Next post
Up