Оригинал взят у
vaduhan_08 в
Освоение крайнего севера.Оригинал взят у
lepage_85 в
Освоение крайнего севера.Это моя первая статья. Попробую систематизировать все свои мысли в одну стройную теорию и подкрепить их аргументами. Скорее всего не получится как хочу.
Много раз уже в альтернативных постах вставал вопрос об отоплении. Как топили СПБ, были ли печки изначально при строительстве дворцов или встраивались после. Вот и я хочу вставить свои 4 копеек.
Некоторое время назад мне пришлось перелопатить кучу информации по недрам России. Просмотрел карты болот карты температур, структуру распределения населения. И сам собой у меня сложилось мнение, что российский народ героический и можем только позавидовать силе его духа, с которой он покорял такие дикие территории. Но вот наткнувшись на тематику альтернативной истории, само собой пришло переосмысление всех подвигов. Н иже карта температур и карта болот России и для наглядности карта распределения населения.
Температура
Распределения населения
Болота России
Почему то везде принято сравнивать Россию с США, но на мой взгляд это просто не корректно Мы проигрываем им по одному из самых главных условий - Климату. А вот Канада наиболее схожа с Россией. Для меня это условия важно и большинство людей, которых я знаю, тоже предпочитают теплый климат. Это, по моему, естественное состояние человека -стремление к лучшим климатическим условиям. При всех прочих равных, имея возможность и решимость чуть выше среднего, человек выберет более теплый климат. И меня постиг вопрос - как вообще могли заселиться северные территории. Ведь это было, судя по официальной истории тысяча лет назад, если не больше.
В качестве примера возьмем Ямало Ненецкий Автономный Округ. Живут там коренной народ Ненцы. Сейчас их 45000 человек. В 1926м году было 15456 человек. До сих пор не понимаю, откуда такая точность и как они этих ненцев в 26м году пересчитали, так как народ кочевой и на одном месте не сидит.
Так вот как же они туда попали. Конечно же есть 3 теории, высказанные учеными, имена которых нам ни о чем не скажут. Первая теория гласит что Ненцы (относят к самодийской языковой группе и называют самоедами) являются потомками самодийцев приполярной зоны, а далее они расселились в саянах. Но возникает большой вопрос, откуда есть пошли самодийцы приполярной зоны. И тут ученые мужи отправляют нас вглубь веков, что мол и любопытных было много и дурных потеряшек. Вот как то и забрели.
Вторая теория более логичная и говорит о том, что вот с саян они расселились севернее и осели там, где наблюдаем мы их сейчас. А вынуждены были переселится под натиском Тюркских племен. Ну просто такая тесная земля тогда была, что и деваться некуда от этих татар и башкир вездесущих. Хоть на север уходи.
Есть в тех краях древний город Салехард. Основан судя по ОИ и Википедии в 1595м году конечно же как казачья крепость. Судя по всему собирались от кого то защищается. А в конце 1635го века судя по всему перестали боятся и упразднили крепость, оставив просто заставу, а в конце 18 века преобразовали все это дело в село Обдорск. А в 1897!! году в селе насчитывалось уже 30 домов, около150 торговых лавок и числилось 500 постоянных жителей, основными занятиями которых были охота, рыболовство и торговля.(Информация с сайта: Регион89.рф - ЯНАО). Тут на мой взгляд либо с датами что то не так и на самом деле основан город в 1795м, либо смысла освоения этой территории я не вижу абсолютно никакого. Защищаться там не от кого, а пушнины и в более доступных регионах должно было быть много. Прирост населения мизерный при любых расчетах.
Местность чуть западнее ЯНАО была исследована в 1837году неким Шнерком Александром Ивановичем. Уроженцем Тулы. Вот Аннотация книги Путешествие к северо-востоку Европейской России чрез тундры самоедов к северным Уральским горам, предпринятое по Высочайшему повелению в 1837 году Александром Шренком. Путешествіе къ сѣверо-востоку Европейской Россіи чрезъ тундры самоѣдовъ къ сѣвернымъ Уральскимъ горамъ, предпринятое по Высочайшему повелѣнію въ 1837 году Александромъ Шренкомъ / Переводъ съ нѣмецкаго языка. - Санктпетербургъ : Въ типографіи Григорія Трусова, 1855. - 665 с.
Вообще то, я все это веду к немного другим интересным, на мой взгляд вопросам и фактам, но чем сильнее я погружаюсь в один вопрос, сразу всплывает множество интереснейших деталей, о которых ранее не предполагал. Вот теперь у меня вопрос, кто и зачем этому Шнерку высочайше повелел исследовать эти НЕДОСТУПНЫЕ территории и почему изначально он писал свою книгу на немецком языке, будучи русским человеком, да еще и Ивановичем.
Пример с Салехардом был представлен для того, чтобы обратить внимание на северные территории России и поставить вопрос - на сколько целесообразно человеку, как биологическому виду заселять эти территории. Сейчас понятно. В том же ЯНАО нефтедобыча, газовые промыслы и соответственно большие деньги плюс отпуски по 60 дней. И даже при таких условиях мало желающих туда ехать. А большинство приехавших лелеют надежду заработать скорее уже на безбедную жизнь и уехать как говорят на ЗЕМЛЮ. И условия жизни там сейчас вполне не плохи. Хорошая инфраструктура, магазины, детские сады, развлекательные комплексы и это все хорошо отопляется. Температура зимой иногда доходит до -50, лето начинается поздно и длится крайне мало, зимой солнце светит 5-6 часов в сутки. Продукты дорогие, так как даже сейчас подвоз слишком сложный. В садике детей под кварцевыми лампами держат, пичкают йодом и витаминами, дабы цингу не заработать. В детских садах соляные комнаты оборудованы.
А строить город там начали в начале 17 века, когда и с логистикой, с витаминами и с технологиями было все намного хуже. Мы можем сказать, что царь приказал, значит надо делать, ничего не попишешь. Но на этих местах уже были коренные народности, освоение коими этих мест ученые относят в лучшем случае к первому тысячелетию н.э. Их с Саян якобы тюрки выгнали. Но население Иркутской области сейчас составляет 3 человека на квадратный километр!!! В 1920х годах население Иркутской области было в 6! Раз меньше, а 1000 лет назад, если интерполировать, то получим число стремящееся к нулю. Там за соседнюю гору можно было спрятаться и никто никогда тебя не нашел бы. Зачем бежать так далеко, да тем более на север.
Ниже приведу еще несколько городов , даты основания и среднюю температуру.
Первым самым северным городом, основанным на Ямале считается Мангазея. Дата основания 1600 год. Мангазея основана была по инициативе царской администрации - в качестве опорного пункта для продвижения русских вглубь Сибири и укреплённого центра сбора ясака (то есть дани с местных народов). Но это глупо. Дорог в тех местах нет, дружины для сбора ясака явно не достаточно и коренные народности народ кочевой!!! Как они представляли себе этот сбор? Гоняться за Хантами и Ненцами по всей тундре и требовать ясак? Нет, почему то сами коренные народы должны были этот ясак привозить. Чем успешно и занимались в соответствии с официальной истории. Хотя на сколько я помню обычно кочевники дань брали, ибо оседлым народам сложнее уйти в другое место.
Читаем дальше про основание города. В 1600 году по указу царя Бориса Годунова из Тобольска на реку Таз был отправлен отряд из 100 стрельцов и служилых казаков во главе с воеводой Мироном Шаховским и письменным головой Данилой Хрипуновым. В пути немногочисленный отряд подвергся вооруженному нападению «воровской самояди» - предположительно юраков или селькупов. Потеряв в бою около 30 человек, служилые люди сумели, однако, добраться до реки и заложить деревянный острог и церковь. В следующем 1601 году из Тобольска, Сургута и Березова на помощь им отправлен был более крупный отряд в 200 человек служилых людей во главе с воеводами Василием Мосальским и Савлуком Пушкиным. Они помогли завершить возведение деревянного острога и основать посад. Строительство велось на правом, высоком берегу реки Таз, в 300 км от её устья.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мангазея.
Тобольск при этом сам был основан в 1587году и при этом мог развивать экспансию во все стороны с любой скоростью. От Тобольска до Мангазеи только по прямой 1100км, а с учетом изгиба рек больше 2000 километров. Для того чтобы плыть 100 мужикам основывать новый город, нужно по крайней мере иметь карту, чтобы указать соплеменникам, где они собрались город свой организовывать и где их искать. Но, значит, эту карту должен был кто то составить и будущие основатели должны точно знать что, то место является благоприятным. Ранее якобы поморы из Архангельска добирались до обской губы, где даже организовали свою факторию в 1572м году, как раз на реке Таз, но вот о том, что поморы занимались картографированием, я упоминаний нигде не нашел. Мало того, в саму губу они не заходили, похоже, потому что не могли преодолеть льды Карского моря а воспользовались Ямальским волоком. Либо это герои круче бэтмена, либо бред какой то. Нафига они туда перлись вообще не понятно мне. Приплыли они кстати из Архангельска до обской губы вот на этом вот. Одномачтовое 20метровое суденышко Коч с командой по 10-20 человек.
В обскую губу они выйти не могли, видимо из за льда на Карском море. Но нашли они все же путь по средствам так называемого Ямальского волока
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ямальский_волок. Что их так несло в эту обскую губу? Откуда они могли вообще знать что там вообще губа? Ну доплыли бы, посмотрели - лед и пошли обратно. Ямальский волок тоже чудо. Вот так выглядел их маршрут.
Как они его обнаружили? Рек в тех районах очень много. Это же нужно в каждую зайти, чтобы методом проб и ошибок доказать самому себе и всем что есть проход в обскую губу, о которой они откуда то знали или догадывались. Вот посмотрите на те места ближе и сами подумайте почему именно это маршрут выбрали. Или там всего одна река в то время была.
Вот не могу я себе представить уровень этой авантюры. Плыть не понятно куда и основывать Мангазею. А товарищи их через год их запросто нашли. Не верю. При этом местом закладки Мангазеи была выбрана не сама река таз, а ее приток. Телефона то и радиосвязи не было, места пустынные, дорог нету и все они в Рим не ведут.
Сам я являюсь уроженцем города Новый Уренгой, который находится чуть ниже обской губы и прожил там 17 лет. Находится он примерно на той же широте что и Мангазея. Я не могу представить как человек в здравом уме поплыл в те места и остался бы там. Зимой температура до -50, лето крайне короткое, обычно прохладное. Но самая большая беда это мошки, едят моментально. Так же хочу обратить внимание, на растительность этих мест.
Деревья низкие и чахлые. Они не предназначены для строительства. Шалаш какой-нибудь с щелями с ладонь еще можно сделать или юрту растопить. Но про строительство острогов или городов из этого леса и речи быть не может. Да и тот же Ямальский волок. Я так понимаю, что где то там судно волокли, но по таким бревнами ни черта никуда не доволочешь. Можете посмотреть больше фоток
https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D1%8F&newwindow=1&espv=2&biw=1249&bih=637&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjHyqzin_XLAhXFEiwKHfDmBxYQ_AUIBigB#imgrc=ke5239IcmeitxM%3A .
И по этому маршруту якобы начали кататься купцы заморские. И лихо дела у них начали идти. Так лихо, что в 1620м году батюшка царь запретил этот торговый путь под страхом смерти, так как таможня была не налажена и денежки уходили мимо казны. Повелел ныне и впредь всю торговлю через Архангельск делать. И в 1672 году Мангазея окончательно и скоропостижно скончалась.
Неужели эти города были так нужны в 16-17 веке? В 1646м году население России составляло 7 миллионов человек, значит в конце 16 века было миллиона 4-5.Способно ли государство с таким населением эффективно осуществлять экспансию на столь сложной территории, с суровым климатом, без дорог, по рекам да болотам, да еще и при сверхнизких температурах?
Возможно, чтобы ответить на этот вопрос нам поможет наглядный пример. Японцы очень хорошо плодятся и амбиций у них всегда хватало и катаны они изпокон веков ковали, а значит и высокоуглеродистую сталь имели. Страна была основана в 660 году н.э. Японцы расселены на 4 островах. Самый северный из них это Хоккайдо, находится примерно на одной широте с Краснодаром. Посмотрим теперь на распределения населения в Японии.
А вот не нравится японцам Хоккайдо, не хотят они его заселять, даже при столь сложной демографической ситуации. Не комфортно им там. И считают они Хоккайдо, страшно сказать - северными территориями. Самое популярное место ссылки уголовников было. И страшно себе представить, какая там жуть. Среднегодовая температура +8 градусов. А теперь посмотрите еще раз табличку с русскими городами, основанными в 16-17 веке. И героическое освоение Японцами Хоккайдо начинается фактически, как я понял из Вики в 1604м году. Русские уже половину Евразии прошли, понавоевали, понаосновали всякого, а гордые воинственные Сёгуны только на соседний остров перебрались.
Похожая история обстоит и с Китаем. Ниже карта плотности населения. На ней мы видим, что и Китайцы не стремятся даже сейчас населять северные районы.
Напрашивается промежуточный вывод, что человеку, как биологическому существу чужды северные территории и при всех прочих равных остановится он там, где лучше климат и топать на север ему противоестественно. И никакое любопытство его в ту степь не потащит. Или же просто так сложилась ситуация. Жил вот ты в умеренном климате и тут случается большой кувырок и ты уже живешь на севере. При этом прошло наводнение, инфраструктуру, дороги и большую часть людей смыло, а оставшиеся просто приспосабливаются к сложившимся условиям. Бежать от холода слишком далеко, да и не понятно даже в какую сторону, нужно быстро что то делать. Сооружаешь юрты и искать пропитание.
Северный морской путь.
Вообще то, данное «исследования» я начал с одной простой но поразившей меня мысли. Ознакомился я с приключением пилигримов в америке. Это отдельная и очень большая тема с множеством противоречий, объясняемая, как обычно величием духа тех людей, мол богатыри не мы. Но вот эта картина меня ошарашила:
Так представляет себе этот корабль художник. Выплыл он 6 сентября из Англии. Эта дата меня поражает не меньше картинки. Семьи с детьми, чуть больше 100 человек на утлом кораблике плывут в неизвестность. До этого, из первых 500 колонистов поселившихся в Виргинии в живых через пару лет осталось всего 60 человек, при этом начали они даже друг друга кушать. Хороший такой пример чтобы осваивать новое место с детишками. Зимой! Приплыли они в местечко, которое позже назвали Плимутом 21 ноября. Зимой температура в Плимуте +3 - +7, но корабль на картинке подморожен. Бог с ним. Пусть +3 не критично. Но пилигримы решают зазимовать на корабле, чтобы хижины себе не строить видимо. И тут у меня вопрос. А как вообще отапливали корабль. Наше сознание играет с нами злую шутку. Дерево теплый материал, но он более менее, сохраняет тепло, если оно есть и нет щелей, но не создает тепло само по себе! Перерыл пол сети и не нашел ни одного упоминания о том что были на кораблях какие то печки. Наоборот, с огнем на кораблях было все более чем строго. Даже кубрики, вроде как только в серединке 18 века появились. Костром на палубе всех не отогреешь. Никого не отогреешь. Можно погреть камушки в костре на палубе и потом их нести на нижнюю палубу. Но как то представить эффективность этого метода у меня не получается. Вот русская печка или несколько их бы спасли. Но на кораблях их тоже не устанавливали. И буржуек вроде бы не было тогда.
Допустим, что все так и было. Прижались 100 человек друг к другу и начали вырабатывать тепло и прозимовали так, а потом и дома настроили и кузню сделали и тд. Они же на все руки мастера, а главное что с ними бог! Тем более этот самый Плимут находится на широте Ростова наверное. И тут то я вспомнил про наш крайний север, полярные экспедиции, северный морской путь. По отдельности все события освоения русского севера и в том числе полярные экспедиции смотрятся очень даже не плохо. Романтичные самоотверженные натуры, царские указы и так далее. Но как начинаешь выстраивать это во времени то получается полная чушь.
Начинаем исследования по Викки и не забываем о первой половине статьи, где и поморы в обскую губу катались как в гости, и Мангазею тобольчане основывали, и торговлю бойко наладили и завершили этот проект.
Итак, открываем статью вики Северный морской путь.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_Морской_Путь . В хронологии ищем Великая северная экспедиция
https://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_северная _экспедиция и узнаем интересную историю.
После окончания Первой Камчатской экспедиции Витус Беринг предложил в Адмиралтейств-коллегию проект новой экспедиции к берегам Северной Америки и Японии. Кроме того, его проект предусматривал описание арктического побережья Сибири.
Проект капитан-командора В. Беринга был горячо поддержан обер-секретарём Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегии Николаем Фёдоровичем Головиным. По их инициативе проект был расширен и переработан. Основной задачей экспедиции было поставлено исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки. 28 декабря 1732 года указ об организации экспедиции был представлен Сенатом на высочайшее утверждение.
То есть спустя 100 лет решили откартографировать все это непотребство. Про эту экспедицию можно много чего написать еще на несколько статей, так что я остановлюсь на самых интересных фактах.
Эта экспедиция была разделена на несколько отдельных экспедиций перед каждой из которых стояли отдельные задачи.
Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на пять участков:[2]
Самый западный участок побережья от Печоры до Оби должен был исследовать отряд под командованием Муравьёва (позже его сменил Малыгин), подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Все остальные отряды находились под общим руководством Витуса Беринга.[2]
Первым начал свою деятельность самый западный отряд экспедиции, подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Ему предстояло описать давно освоенный поморами участок арктического побережья России. Им предстояло найти морской проход к Оби[3].
В июле 1734 года отряд вышел из Архангельска на кочах «Экспедицион» и «Обь» под командой С. В. Муравьёва и М. С. Павлова. Однако, в течение двух лет отряд не смог продвинуться на восток далее острова Белый и решением Адмиралтейств-коллегии Муравьёв и Павлов были отстранены от руководства. Отряд возглавил С. Г. Малыгин. В помощь ему из Архангельска были направлены два бота под командой А. Скуратова и И. Сухотина. Отряд в составе двух ботов и коча «Экспедицион» сумел достичь лишь западного побережья Ямала и из-за сплошного льда был вынужден возвратиться на зимовку[3].
В июле 1737 года отряд вновь вышел в плавание и в августе достиг прохода в Обскую губу из пролива между полуостровом Ямал и островом Белый (ныне пролив Малыгина). Поднявшись по Оби, корабли 2 октября прибыли в Берёзов[3].
В результате шестилетней деятельности отряда были составлены карты юго-восточной части Баренцева моря и приобской части Карского моря[3].
То есть 100 с лишним лет до них обычные поморы по своей прихоти фактически добились большего чем вот эти государственные бюрократы. Ну на крайний случай воспользовались бы тем же Ямальским волоком, прошли в губу, да и вышли бы с другой стороны в Баренцево море. И нафига им подмогу то в 2 корабля прислали? Они как могли помочь вообще? Проблема то была во льдах а не в пиратах Карского блин моря. Ну и только в это время получается карта и была составлена. Куда там эти тобольчане плавали не ясно. Лихие люди, что с них взять. И опять на каче выплыли. Как буд-то и не было этих ста лет.
Идем дальше. Следущая экспедиция
Обско-Енисейский отряд[править | править вики-текст]
Основная статья: Обско-Енисейский отряд (Великая Северная экспедиция)
В задачу отряда входило исследование берега между реками Обь и Енисей.[4]
В январе 1734 года в Тобольске была построена 24-вёсельная дубель-шлюпка «Тобол», на которой под командованием Д. Л. Овцына в мае того же года отряд вышел в море. Однако, походы 1734-1736 годов были недальними, так как из-за мощных льдов в Обской губе приходилось возвращаться в Тобольск.[4]
По приказу Адмиралтейств-коллегии было построено новое экспедиционное судно - бот «Обь-Почтальон», который в июне 1737 года прибыл в Обдорск, где зимовал отряд Овцына. Овцын стал командиром судна и в августе 1737 года на двух судах по свободному ото льдов морю отряду удалось достичь Енисейского залива, выполнив свою задачу.[4]
Вот это да. На протяжении 2х лет эта экспедиция не могла выбраться в Баренцево море, так как в обской губе лед стоял. Невидаль то какая. 100 лет назад морпехи, тьфу ты, поморы вообще льда не боялись, кололи его мотыгами перед судном наверное и шли спокойно дальше. Да и тобольчане - мангазейцы не лыком шиты оказались. Прошли через весь лед. И хочу заметить, что решение проблем у них было одно - дать в помощь новые суда, ну а в данном случае построить новое судно. Они ледокол что ли построили? Нафига этот цирк?
Дойдя до этого момента я подумал что вот оно! Нашел таки! Значит все эти телодвижения начала 17 века - есть фальсификация, а вот эта экспедиция 18века уже настоящая. Но вопрос остался по поводу отопления кораблей. Вопрос животрепещущий для меня. Не знаю я все таки способ греть экипаж корабля по 2 года. Шутки про водку не в счет-)
Смотрим дальше в разделе северный морской путь.
Основные этапы освоения
1616-1620 годы - царь Михаил Фёдорович запрещает торговым людям под страхом смертной казни добираться морским путём из Архангельска в Мангазею[2]. Сделано это из политических соображений, чтобы оградить регион от проникновения английских и голландских моряков.
1648 год - Семён Дежнёв открывает пролив, отделяющий Чукотку от Аляски.
Первая Камчатская экспедиция - подтверждение наличия пролива между Азией и Америкой с декабря 1724 года по 1729 год.
Великая Северная экспедиция - ряд географических экспедиций вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века.
1874 год - ради получения премии, объявленной купцом М. К. Сидоровым, английский капитан Джозеф Виггинс (англ.)русск. совершает плавание на пароходе «Темза» от Сандерленда до Енисейского залива[3].
1875 год - плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшёльда на средства купца Оскара Диксона от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива[2].
1877 год - плавание из Лондона в Тобольск через Карское море парохода «Луиза» иркутского купца А. К. Трапезникова[4].
1878-1879 годы - экспедиция А. Норденшёльда на барке «Вега», собранная на средства шведского короля Оскара II, О. Диксона и А. М. Сибирякова, впервые прошла весь маршрут Севморпути[2].
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914-1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.
Впервые за одну навигацию был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию в 1934 году на ледорезе «Фёдор Литке» (капитан Н. М. Николаев).
Первая транспортная операция на Северном морском пути - сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября 1935 года[5].
То есть через сто лет после проведения великой северной экспедиции движуха все таки продолжается! Ну а почему бы и не попробовать если теперь суда на паровых двигателях. Теперь можно не бояться умереть от холода. Да и ходкие суда теперь. Не зависят только от паруса. А он наверное и обмерзает или что то в этом роде. Даже премии начинают раздавать за освоение этого пути.
В общем, лично у меня, складывается из всего этого впечатление, что все эти походы 18 века, так же как и экспедиции 17 века полная фикция. Скорее не так. Экспедиции может эти и были, но вот как раз во второй половине 19 века. А потом пошло уже и освоение тех земель. Когда были разведаны нефть и газ, когда появилась возможность ходить северным морским путем. То есть все эти населенные пункты родила потребность, а не просто бездумный экспансионизм. А в эпоху паровых машин все делается быстро. Тогда и те сотни лет не нужны и высокая духовность и целеустремленность. Все в пределах возможности человека подкрепленного научно техническим прогрессом. Тогда и катастрофа в конец 18 начало 19 века укладывается и местные Ханты-Манси, которым не повезло оказаться на крайнем севере и пришлось приспосабливаться.