Как уже многим известно, в моей семье хранится немало старых (не скажу, что старинных, но все-таки) вещиц. Есть среди них и хорошо знакомая всем игрушка-головоломка «Пятнашки», которую я помню, пожалуй, столько же, сколько себя саму.
Как уверяет Википедия, придумал эту головоломку почтмейстер Ной Палмер Чепмен в 1878 году, а доработали его сын Фрэнк и художник по дереву Маттиас Райс. С тех пор игра претерпела ряд изменений как в своем облике, так и в предназначении - кроме развития образного мышления и моделирования эвристических алгоритмов она стала выполнять роль приятного сувенира. Только, как правило, память на нем сохраняется всего лишь о какой-нибудь фирме или, в лучшем случае, о событии. Так, например, у меня есть сувенир-пятнашки из берлинского Шпандау с анонсом важного для района события - предстоявшем открытии торгового центра «Аркада».
Я вообще люблю такие приятные и полезные (как говорится, «два-в-одном») штучки - можно и делом заняться :о) и о чем-то важном для себя вспомнить. Только каждый раз, когда я беру в руки германский сувенир, немного огорчаюсь, что нет таких вещиц в нашем славном городе на Волге. Во всяком случае, мне на глаза они не попадались.
Нет, серьезно. Прошлым летом, проходя мимо ж/д вокзала (собственно, мимо «парадных ворот» Волгограда), я специально ткнулась носом в сувенирные лотки, призванные обеспечить памятными подарками гостей нашего города. Пепельницы, патроны-брелоки, пивные кружки, значки и магнитки в ассортименте с видами Мамаева Кургана и панорамы «Сталинградская битва». Признаюсь, немного покоробило - символ стойкости и героизма под пеплом выкуренных сигарет и залитый, дай бог не баварским, пивом…
…Недавно местной администрацией был кинут в народ заманчивый клич: «Даешь новый брэнд Волгограда!» Необходимость в нем назрела, мол, нужно двигаться вперед, искать новые «крючочки» для привлечения туристов. А тема войны довольно долго эксплуатируется и показывает наши края всего лишь с одной, и весьма печальной, стороны. Мол, откроем миру наше новое, мирное лицо. На мой дилетантский взгляд, во всех смыслах идея отличная!
Я искренне считаю, если город и его жители не хотят на веки вечные остаться в 1943 году, когда освобожденный от немецких войск безжизненный город лежал в руинах, нужно идти вперед. Не забывая и не умаляя заслуг прошлого нужно искать новые, современные, жизнеутверждающие смыслы и образы настоящего. Нужно найти такие картинки из жизни, которые можно было бы, иронизируя и не терзаясь, спокойно помещать, например, на сувенирные мужские трусы или кухонные полотенца. Нужно показать всем, но прежде всего самим себе, что город не замер в своем развитии, что у нас есть поводы гордиться не только завоеваниями и достижениями отцов и дедов, но и сами мы можем и умеем преображать и обустраивать свою жизнь. И радоваться жизни.
Но не тут-то было. Местные ура-патриоты перевернули все буквально с ног на голову. В своих дебатах о «глупости» и «беспамятности» администрации, они дошли до таких умозаключений, что невольно напрашивался вывод, будто знаменитый памятник «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане немедленно и непременно собираются снести в пользу еще даже не обозначенного нового имиджа. Любовь к своему городу и краю у них сводилась к тому, что раз уж у нас есть свой героико-военизированный стиль, значит, и нужно пользовать его по-полной и до скончания веков.
Под натиском подобных «доводов» конкурс был по-тихому свернут и забыт до лучших времен. Словом, в вопросе развития и привлекательности города, как в той игре «пятнашки» выпал нерешаемый вариант, когда две последние костяшки поменялись местами и кажется, нет возможности поставить их в нужном порядке. Картинка видна отлично, но пазл не сложился.
Однако я снова вернусь к волгоградским сувенирам. Почему-то мне захотелось немного помечтать. Как было бы здорово, если бы на каждом углу, в каждом киоске, на каждом сувенирном лотке продавались не только привычные магнитки-брелоки (и уж точно не пивные кружки с Матерью-Родиной на боках!), но и оригинальные, а главное, полезные сувениры. Такие, например, как
игольницы,
пилочки, авторучки, блокноты… И, конечно же, вечные и всегда складывающиеся в правильном порядке «Пятнашки» с видами обновленного Волгограда.