Ежедневный «удар» о Стену

Nov 11, 2014 09:38

  Обычно свои записи о моих «Берлинских каникулах-2001» я посвящаю какому-нибудь одному конкретному дню. Вспоминаю, что видела, чем запомнился. То явление, о котором хочу рассказать сегодня, невозможно ограничить рамками одного дня. Не потому, что тема эта такая необъятная или сложная (хотя и это тоже). А потому, что соприкасаться с ней приходилось едва ли не каждый день. Эта тема - Берлинская стена.

.Или «Позорная стена», как окрестил ее в 1970 году канцлер ФРГ Вилли Брандт. Или «Антифашистский оборонительный вал», как официально называлась Стена в СССР.


.Стена появилась в Берлине в августе 1961 года, когда масштабы «исхода из социалистического рая» приняли слишком массовый характер. Только в черте Берлина Стена протянулась на 43 км., общая же длина бетонной границы составляла 155 км. Между Восточным и Западным Берлином существовало 38 контрольно-пропускных пунктов. Также имелось множество различных приспособлений, существенно затруднявших переход границы - сигнальные вышки и различного рода заграждения. Но это не останавливало немцев: по данным берлинского сената, в период с 1961 по 1988 год более 100 тысяч человек пытались покинуть ГДР через границу внутри страны. Более 600 человек погибли во время неудачных побегов, часть из них была застрелена пограничниками. Только при бегстве через Берлинскую стену погибло минимум 136 человек…
  Говорят, что сейчас многие из поколения сносивших стену восточных немцев «осси» жалеют о ее падении. Они искренне тоскуют по прежним временам, которые помнятся им исполненными дружбы, взаимовыручки, сплоченности. В отличие от сегодняшних жестких дней. Не знаю, кто как, а Марианна, приютившая меня во время «каникул», о сносе стены не жалела. Даже наоборот - с восторгом показывала мне слайды из семейного архива, на которых она в окружении таких же счастливых и воодушевленных молодых и пожилых берлинцев стоит на бетонных обломках.
  И именно она обратила мое внимание на странную линию из красных камней, причудливо вьющуюся по мостовым и тротуарам Берлина. Признаюсь, сначала я не обращала на нее внимание - мало ли каких причуд тут ни встретишь! Но Марианна указала мне на одну из металлических пластин, укрепленных на этой черте. На ней было выбито, что здесь с августа 1961 по ноябрь 1989 гг. пролегала знаменитая Берлинская Стена.


.Теперь туристы с удовольствием фотографируются над этой линий в дурацкой позе «одной ногой в Западном, другой - в Восточном Берлине». Эта линия бывшего разделения единого народа проходит по тротуарам, лежит поперек улиц, делит надвое широкую дорогу, идет вдоль внешних стен зданий и сооружений, ныряет под фундаменты домов… Наткнуться на нее можно в самых непредсказуемых местах, просто выйдя погулять по городу, и получить своеобразный удар памятью.
  То, как причудливо проходила когда-то эта линия разграничения сегодня можно увидеть еще и на старых фотографиях, охотно растиражированных на потребу публики в виде сувенирных открыток.


* такой стена была в 1964 году.
.После окончательного снятия «блокады» Стену сносили в течение 11 месяцев - с января по ноябрь 1990 года. Остатки ее были разобраны или распроданы на сувениры. Но несколько участков Стены оставлены на своих местах, т.сказать, в назидание потомкам. Иногда они совершенно неожиданно выглядывают из своего Прошлого в нынешний день берлинцев…


.Когда-то в старину Берлин окружала настоящая крепостная стена, в которой имелось 14 ворот. Сейчас из них остались только одни - Бранденбургские. Построенные в 1791 году по приказу Фридриха-Вильгельма II, еще совсем недавно они невольно являлись символом раздробленности, а сегодня стали олицетворением общности и сплоченности немецкого народа. В 1966 году недалеко от ворот был возведен монумент «Призывающий», который дополнен выбитыми на нем словами итальянского поэта Франческо Петрарки "Я иду по земле, призывая «мир, мир, мир"». Правда, Лена, моя берлинская подруга и бывшая одноклассница, уверяла меня, что здесь изображена женщина-мать, которая, повернувшись лицом на восток, зовет своих детей…


* фото из Сети
.Еще до возведения Берлинской стены, сразу после разделения Германии, в Берлине возникли пограничные контрольно-пропускные пункты. С 1952 г. на границе между западным Берлином и территорией ГДР находились сооружения пограничной охраны и контрольные переходы. После строительства стены к ним добавились пропускные пункты внутри поделенного на 4 сектора Берлина, между восточным (советский сектор, столица ГДР) и западным Берлином (сектор трех западных союзников).
  Поначалу через КПП имели право проходить только сами военнослужащие и члены их семей. Ни жители Западного, ни жители Восточного Берлина не  могли пользоваться этими переходами, что и привело к многочисленным побегам со множеством человеческих жертв. Правда, благодаря последующим соглашениям жители двух частей города все же получили возможность навещать друг друга несколько раз в год, в первую очередь это касалось близких родственников.
  Мне удалось увидеть два из 8 сохранившихся КПП - советский и американский.
  От советского КПП на мосту Обербаумбрюке мало что осталось. Но Марианна показала мне большое информационное табло, где на четырех языках рассказано о произошедших здесь событиях. А место это весьма и весьма драматическое.


.Начать с того, что в разное время, пытаясь вплавь перебраться из Восточного Берлина в Западный, здесь утонули 6 человек и пятеро были застрелены пограничниками ГДР. Кроме того, в этом месте, играя в воде, утонули 5 западноберлинских ребенка. Никто - ни пограничники, ни жители, видевшие трагедию, - не стали помогать детям. Первые были на службе, вторые побоялись, что их могут принять за перебежчиков и застрелить… Сейчас на набережной Грёбенуфер стоит небольшой поклонный крест с поименным списком всех здесь погибших.
.КПП американской зоны оккупации «Чекпойнт Чарли» на Фридрихштрассе сохранился не в пример лучше. Сегодня это одно из самых посещаемых мест на туристической карте Берлина. В один из серых сумрачных дней сюда меня привели Анди и Марина.


.Здесь находится часть т.называемой «Мили истории Берлинской стены» (комплекса стендов, рассказывающих о Берлине времен Холодной войны). Однако самое интересное - это «Музей Стены». Сюда неизменно выстраивается длинная очередь из желающих посмотреть на всевозможные собранные тут подручные средства, с помощью которых берлинцы с разной степенью успешности пытались преодолеть Стену. Рядом с музеем имеется восстановленная пропускная будка с двумя шлагбаумами и две фотографии - советского и американского солдат, - обращенные в противоположные стороны.


.В те времена это было единственное место пересечения границы между Западным и Восточным Берлином для членов семей союзнических войск и единственный уличный переходной пункт для всех прочих иностранцев во внутригородском восточно-западном сообщении. Сегодня вид этого КПП также растиражирован на всевозможных памятных открытках. Одну из таких Анди презентовал мне со словами: «Вчера и сегодня», махнув рукой в сторону КПП. На открытке - «Чекпойнт Чарли» 1986 года.


.Еще один КПП, о котором я хочу здесь упомянуть, расположен на Зоненалле (Солнечной Аллее). К сожалению, мало кто из гостей города бывает в этом месте. Да и я в те дни совершенно ничего о нем не знала. Он всплыл для меня из небытия, когда я прочитала замечательную, удивительную по своей доброте и ироничности повесть Томаса Бруссига «Солнечная аллея».
  От имени восточно-берлинского паренька Михи (Михаэля Куппиша), переживающего свою первую влюбленность, говорится о том, как жили подростки тех лет непосредственно рядом со Стеной. Об отношении к ним таких же ребят с «той стороны». О визитах забавного дядюшки-благодетеля из Западного Берлина и его ухищрениях по доставке «контрабандного» груза. О стремлении разукрасить блеклую жизнь соцлагеря 70-х любимой музыкой запрещенных Роллингов. О юношеском протесте и стремлении к независимости. О простом, бесхитростном существовании обычных людей, по-разному относящихся к разделению, к западным немцам, к реалиям социалистического бытия.
  В книге очень много неброских подробностей, рисующих ежедневный быт, школьные будни, официальные праздники восточной Германии. Все то, что делает рассказ настолько достоверным, что ему веришь. Веришь без оглядки и сомнений. И смеешься с героями, и грустишь, и радуешься. Точно так же, как умели жить и радоваться жизни эти люди.
  Сегодня неприметный КПП в районе Нойкёльн на Зоненалле памятен тем, что именно здесь буквально за несколько месяцев до разрушения Берлинской стены при попытке бегства был застрелен 20-летний Крис Гефрой, ставший последней жертвой Стены. В память о нем тут установлена стела.
.И, раз уж я заговорила о восточно-берлинских реалиях тех лет, не могу не вспомнить другую, не менее любопытную книгу, посвященную жизни Берлина Западного. «Берлинский блюз» написан знаменитым (кто увлекается) немецким музыкантом, лидером группы «Element of Crime» Свеном Регенером.
  Действие романа происходит в 1989 году, накануне падения Стены. Но это нисколько не заботит главного героя. Грядущих перемен он вовсе не замечает, хотя подсознательно в этом очень нуждается. Но совершенно не по политическим мотивам. Франк Леман ведет обычную жизнь обычного человека, не наделенного никакими исключительными талантами или высокими амбициями. Он живет в крошечной квартирке в богемном квартале Кройцберг и работает барменом. Пьет пиво с друзьями и влюбляется в симпатичную повариху. С опаской ожидает визита своих родителей из провинции и любуется падающими в лужу каплями дождя… Тем не менее, и он успевает ненадолго попасть в жернова системы, когда вслед за своей возлюбленной, сам не зная зачем - «просто на экскурсию!», - пытается перебраться на «ту» сторону. Но именно в этот момент рушится Берлинская стена и в Западный Берлин устремляются толпы восторженных «осси».
  Очень теплая и душевная книга в ритме «блюз» о любви и дружбе, о смысле жизни и жизненных ценностях. О кризисе среднего возраста и подведении итогов. Об оценке самого себя, своего окружения, того, что уже было сделано, и того, что еще предстоит совершить. Так же как и предыдущая, эта книга полна иронии и доброты. Она лишена дешевого морализаторства или нудных нотаций. А мне она близка еще и тем, что, читая ее, я словно снова путешествовала по «своему» Западному Берлину!
  В 2003 году роман был экранизирован и вышел под названием «Господин Леман».
.Две эти книги, рассказывающие о двух мирах одного города, если и не сделали для меня картину тех лет исчерпывающе полной, то во всяком случае позволили взглянуть на нее, т.сказать, с двух противоположных сторон Стены. И взгляд этот был очень интересен и познавателен.
.***
  9 ноября 2014 года, Германия отпраздновала 25-летие со дня падения Берлинской стены. Теперь этот праздник стал Днем единения немецкого народа. В память о том, как четверть века назад, практически разу же после падения стены, жители ГДР на своих автомобилях въезжали в Западный Берлин, по улицам города проследовала колонна из 74 «Трабантов». Владельцы этих ретро-автомобилей ради этого приехали в Берлин со всей Германии, из Франции, Чехии, Великобритании, Австрии, Швейцарии и Нидерландов. Но главным символом праздника стала инсталляция «Световая граница», которая протянулась на 15 км вдоль бывшей Берлинской стены, по той самой, «красной» линии. Наполненные гелием белые воздушные шары в течение символических 25 минут были отпущены в небо, где ветер тут же развеял их в разные стороны, как 25 лет назад развеяна ветром времени оказалась сама Стена…


* фото из Сети
Далее

Однажды в Европе, Прочитано и не забыто

Previous post Next post
Up