Эй, народ! У моего предыдущего поста о
старых фотографиях случилось неожиданное продолжение. Буквально на днях среди старых писем мама нашла пару стеклянных негативов. На них - дети тех самых моих бабушки Шуры и деда Михаила, о которых я упомянула в прошлый раз, - сама мама и её старший брат.
Эти амбротипы сделаны в 1947 году.
В переводе с древнегреческого «Амбротипия» означает «бессмертный отпечаток». Это один из вариантов коллоидной фотопечати, изобретённый в середине 1850-х Фредериком Скоттом Арчером. В результате этого сложного, многоэтапного фотопроцесса, в котором использовались соли брома, йода, нитрат серебра и другая прочая «химия», на стеклянной пластине получалось негативное изображение.
При просмотре в отражённом свете на чёрном фоне такой негатив выглядел как нормальное, позитивное изображение: чистые области становились тёмными, а экспонированные, непрозрачные области - светлыми. Такой эффект достигался за счёт того, что при проявлении серебро в этом процессе восстанавливалось и начинало отражать падающий на него свет. Обычно обратную сторону пластины закрашивали чёрной краской или лаком, а иногда подкладывали бархат.
Главным недостатком метода амбротипии была необходимость осуществлять весь процесс съёмки, проявления и фиксации изображения пока коллоидное покрытие на стекле не высохло полностью, т.к., подсохнув, оно становилось практически непроницаемым для обрабатывающих растворов. Поэтому фотографы и изобретатели в поисках совершенства пробовали самые разные вещества и их комбинации, например, смолу, янтарный лак, белок, казеин, глицерин, мёд, сок из малины и изюма, английское пиво, отвары чая и кофе, морфий, опиум и многие другие вещества. Пока в 1871 году английский врач Ричард Лич Мэддокс в качестве коллоидной основы не начал использовать обычный желатин. Стеклянные пластины стало возможным обрабатывать загодя и хранить в подготовленном виде до момента съёмки.
Конечно, к середине ХХ века даже в СССР уже вовсю использовались плёночные фотоаппараты. Но я не удивлюсь, если сразу после войны, в условиях жесточайшей нехватки всего и сразу, видимо, какие-то фотографы пользовались проверенными «дедовскими» методами или своими довоенными запасами. Это, конечно, уже не те стародавние амбротипы, и найденные мамой стёкла «в отражённом свете на чёрном фоне» ничего, кроме моей удивлённой физиономии, не отражают, но тем не менее…
Однако самое любопытное - как же мне-то, в начале 21 века, сделать снимки нормального изображения, не имея ни фотоувеличителя, ни проявителей-фиксажей? Ха! Голь на выдумки хитра :о)) Я просто перефотографировала стеклянные негативы на фоне люминесцентной лампы, а затем инвертировала их в программе «Cortl PhotoPaint». Пять минут, нажатие двух клавиш и вот, пригодные для обычного восприятия кадры готовы!
Этот привет из прошлого очень порадовал маму и доставил немало удовольствия мне самой.
Хотите посмотреть, что у меня получилось? Тогда милости прошу под кат…