Ниже приводим наблюдение прихожанина нашей Церкви, актуальное в свете грядущего Рождества Христова. Оно горько, но справедливо, характеризует положение нашего народа.
Захотел я сделать детишкам подарок - поставить дома Рождественскую ель. Так, знаете ли, в лучших традициях Российской Империи. Но не сейчас, а после Нового года. Если, конечно, после 31 декабря товар будет в наличие. Обычно его остаётся много. Помнится, ещё диакон всея Руси Кураев советовал покупать такие ёлки за бесценок и украшать ими свои жилища в преддверии рождения Богомладенца.
По дороге на работу поговорил с мужиком (думаю, что слово "господин" здесь неуместно), который торгует на улице хвоей (цены, кстати, освежают - от 2 до 7 тысяч рублей).
Но продавец ёлок (русский, кроманидная раса, по-моему) долго не мог понять смысл этой клерикальной затеи.
Воспроизвожу текст беседы, в которой я попытался ещё и "отмиссионерить" это заблудшее дитя святого князя Владимира, просветителя Руси (по аналогии с евреями - "детьми Авраама" или "детьми диавола", уж кому как нравится).
Продавец:
- А зачем она тебе после Нового года?
Я:
- Понимаете, я - христианин. Я праздную Рождество 7 января. И хочу поставить Рождественскую ёлку. А Новый год для меня не имеет значения. Я его не праздную. Сейчас идёт Рождественский пост.
Продавец смотрит на меня как на инопланетянина. Ведь только инопланетяне не празднуют НОВЫЙ ГОД.
- А ты что, нерусский?
- Русский, - отвечаю. - Просто вы (ударение на слове "вы") в советское время были оторваны от русской традиции, а мы (ударение на слове "мы") к ней возвращаемся. Ёлка должна быть Рождественская, в честь Рождества.
- А что у вас за пост?, - спрашивает работник ёлочной торговли.
- Рождественский пост.
- Да, не знал....
Видно было, что продавец ошарашен разговором. Как это русские могут поститься и не праздновать Новый год?
Далее я ему оставил телефон и попросить продать за треть цены то, что останется, но это уже к делу не относится.
Поскольку мой расово-антропологический тип - это что-то вроде "средиземноморская раса", то вопрос продавца ёлок о моей национальности в принципе не был лишён смысла. К тому же я в беседе упомянул про "пост", а представители низших социальных групп наверняка привыкли думать, что в современной РФ постятся только мусульмане. Короче, продавец ёлок мысленно определил меня в инородцы. Но, возможно, усомниться в моей русской национальности торговца ёлками заставила не моя экзотическая внешность, а экзотическая религиозность - греческое Православие, которое было привнесено на Русь из Средиземноморья. Может быть, я в его глазах был греком каким-нибудь?
Итак, подведём краткие итоги беседы.
И я, и продавец - мы оба осознавали себя русскими, но у нас проявилось принципиально разное мировоззрение. У продавца ёлок - светский гуманизм (или что-то вроде этого, как учит Е.Просвирнин - "русские - это потомственные атеисты"). Его праздники - Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, 7 ноября (до недавнего времени, по-крайней мере). Мои праздники - те, которые считались таковыми до Великой Октябрьской Социалистической революции.
Я убеждён, что настоящая русскость - это православный образ жизни, который проявляется в борьбе со страстями, соблюдении постов и в праздновании Рождества Христова 25 декабря по ст.стилю. Но для продавца ёлок Рождество по старому стилю - такой же малопонятный праздник, как и какой-нибудь Хеллувин. Он, наверняка, уверен, что настоящая русскость - это не верить в Бога, общаться матом, давать взятки, пить водку и есть свинину на Новый год, что отличает современных русских от, скажем, правоверных мусульман.
И самое смешное, что продавец ёлок не считает настоящим русским меня, а я - его. Для меня он - "совок", а я для него - сектант, у которого мозги промыты религиозным дурманом.
Так кто же из нас прав?
И вы знаете - скорее прав он, чем я. С точки зрения земной реальности настоящий русский - это продавец ёлок. Он не только более типичен для России с расово-антропологической точки зрения. Именно его образ жизни и его мировоззрение характерно для подавляющего большинства жителей РФ.
Ведь только 1,5 % жителей РФ ходят в храмы и способны внятно осознать, что такое Рождество. Зато Новый год празднуют подавляющее большинство граждан РФ (пишу предположительно, допуская, что 20-30 % населения в ночь на 1 января идут спать, так как напиться можно и в любой другой день).
Выходит, что он - типичный русский, а я - чудом выживший мамонт. Анахронизм из позапрошлого столетия. Недобитая контра. Я ведь ещё и генерала Врангеля, и генерала Власова уважаю.
Да, мы говорим на одном языке, живём в одном государстве и относим себя к одному и тому же народу. Но, простите, цыгане и чеченцы тоже говорят по-русски и живут в РФ. Кто из нас считает чеченцев и цыган за своих? Да, у чеченцев и цыган есть свой отдельный язык, но вот, например, американские негры свои африканские наречия давно забыли, однако хватит ли у кого смелости заявить, что белая и чёрная американские культуры идентичны? Общее гражданство - это ещё не признак принадлежности к одному культурно-историческому типу. Цыгане, кстати, называют себя "ромалы", но какие они римляне? Постсоветские "россияне" тоже могут называть себя как угодно, но к историческому русскому православному народу они имеют такое же отношения, как цыгане - к Римской Империи.
К чему всё это я говорю? Да к тому, что национальная идентичность в качестве распознавателя "свой-чужой" в наши дни уже не работает. Сейчас общая кровь совершенно не предполагает единства мировоззрения и образа жизни. Это в 19 в. понятие "русский" было равнозначно понятию "православный". У нас даже национальные герои разные. У меня - это князь Владимир, преп.Сергий Радонежский и святитель Филарет (Вознесенский), а у "совков" - дедушка Ленин, Сталин и маршал Жуков. Согласно соцопросам, 2/3 россиян положительно оценивают деятельность Ленина, 1/2 - Cталина, а остальные граждане РФ- это в основном симпотизанты Запада, вскормленные на западной песенной культуре.
Поэтому мировоззренческое деление в современном российском обществе уместнее производить по религиозному признаку. Атеисты, мусульмане, язычники, православные, истинно-православные.... Мы все - граждане одного государства, но так ведь и первые христиане жили в одном государстве с язычниками, что не мешало им относиться к последним крайне недружелюбно."Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15, 33). "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?"(2 Кор. 6:14)
Христианин - это не национальность, а призвание и духовный выбор. Во Христе стираются ветхие национальные различия, которые появились в мире после грехопадения, и обретают ценность лишь тогда, когда вся нация становится христианской. Национальные особенности получают значение лишь тогда, когда освящаются во Христе и приносятся к Престолу Бога. Наше отечество - Небесный Иерусалим.
(Откр.21:24) "И показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.... Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою".
Спасенные народы - это "все прославленные будущего блаженного царства, составившиеся из верующих всей вселенной, но не потерявшие своих отличительных народных особенностей". (профессор А. П. Лопухин)
Св.прав.Иоанн Кронштадский принёс в Небесное Царствие свои русские национальные особенности: русский язык, трудолюбие, богослужебный консерватизм, жажду святости.
А продавцу ёлок пока нести туда нечего. Равно как подавляющему большинству современного русского народа.
Поэтому с точки зрения земной реальности настоящий русский - это продавец ёлок.
А с точки зрения надмирной реальности настоящий русский - это тот, кто подражает св.Иоанну Кроншдатскому, члену "Союза Русского Народа". У генералов Врангеля, Власова и писателя Солженицына в этом смысле было много чего русского.