Статистика по архиереям Русской Православной Церкви за 1917-1966 годы

May 10, 2024 21:05

Историк Валерий Синильщиков собрал и опубликовал во Вконтакте интереснейшую статистику о том, что происходило с архиереями Русской православной церкви, начиная с 1917 и кончая 1966 годом. Обосновывая необходимость своего труда, автор пишет:

«В исследовании рассматриваются числовые показатели, характеризующие гонения советской власти, расколы и внутрицерковные разделения. Указанные годы в истории Русской Церкви отмечены подвигом новомучеников и исповедников Церкви Русской. Новомученики и исповедники по самому своему именованию были гонимы властью, они же активно противостояли расколам (но при этом многие из них отделялись от митр. Сергия). Для православного христианина важнейшими свидетельством о жизни святых являются их жития. Также имеется множество биографических, исторических исследований, содержащих гораздо больше сведений об архиереях, которым они посвящены, чем в данной работе. Часто из таких исследований вырисовываются живые образы людей, живших и служивших Церкви в то непростое время. Возникает вопрос, чем достаточно абстрактный и обезличенный набор диаграмм и графиков может быть полезнее?

Действительно, сведения, которые представлены в результатах данного исследования - не могут заменить указанные источники, если речь идёт о конкретных людях. Однако, жития и подобные исследования не могут дать общей картины. Одним персоналиям и группам посвящено множество исследований, информация о других скупа. В результате часто «за деревьями не видно леса»: частные свидетельства и судьбы неправомерно экстраполируются на общую картину и представления о масштабах гонений на Церковь в разные годы; о доле епископов, отпавших в расколы, вернувшихся из них; прекративших поминать митр. Сергия и восстановивших его поминовение и т.п. оказываются искаженными.

По мнению автора этих строк, полученные им результаты могут быть интересны тем, кто интересуется историей Русской Церкви в указанный период и в частности судьбами новомучеников и исповедников Церкви Русской, церковно-государственными отношениями, историей расколов, противостоянием «сергиан» и «непоминающих».

Одним из актуальных поводов, побудившим автора взяться за этот труд, является наметившаяся в обществе (и, увы, среди некоторых православных) тенденция к оправданию сталинизма, обратной стороной чего является принижение масштаба гонений на Церковь и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Частным образом раздаются уже и голоса, утверждающие, что новомученики и исповедники были канонизированы по политическим причинам (или прямо - по требованиям «Госдепа»), решение об их канонизации было ошибкой и должно быть отменено. Если результаты, опубликованные в данном труде, удержат кого-то от подобных заблуждений - автор может считать, что его время не было потрачено напрасно.»

---------------

Напрямую к теме данного блога эта информация не относится, но всё же это очень ценные статистические данные, на которые надо опираться в различных спорах как про масштаб антицерковных репрессий в СССР, так и про масштаб отхода церковных деятелей от митрополита Сергия (Старгородского). Например, опровергается широко распространённый миф, что к моменту начала войны на свободе осталось только 4 епископа. Вместе с тем, статистика подтверждает тезис, что компромиссы, на которые пошёл митрополит Сергий в 1927 году, породили мощное движение непоминающих, причём количество принадлежавших к нему епископов составляло порядка 60 человек, и это число вплоть до 1937 года оставалось стабильным, несмотря на репрессии. Не остаётся сомнений, что при общем количестве епископата в 270-250 человек движение было исключительно заметным: непоминающим был примерно каждый четвёртый-пятый епископ! Подтверждается статистически, что непоминающих репрессировали активней, чем поминающих митрополита Сергия (см. рисунок 4), то есть кого-то «Декларация...» всё же спасла (но лишь до 1937 года), правда, различия здесь отнюдь не на порядки. То есть не соответствует действительности, что советская власть карала только тех, кто не подчинялся митрополиту Сергию. Это, скорее всего, объясняется тем, что власть была заинтересована в сохранении разделений в церковной среде. Но особо примечателен тот факт, что процент канонизированных непоминающих из тех, кто был жив между 1928 и 1946 годами, оказался заметно выше, чем тех, кто митрополита Сергия признавал. Это можно считать своего рода признанием духовной правоты именно за теми, кто не шёл на серьёзные сделки с совестью, пытаясь «спасти Церковь».

сергианство, новомученики, Сергий (Страгородский)

Previous post Next post
Up