"Антигона" в 10 категориях

Nov 21, 2009 23:21

Софокл «Антигона» (пер. С.Шервинского)

1. Сущность
Этеокл и Полиник (сыновья Эдипа, правили вместе после его ухода)
Антигона и Исмена (дочери Эдипа)
Креонт (брат матери Эдипа, после гибели Этеокла и Полиника взял власть в Фивах в свои руки)
Хор фиванских старейшин
Тиресий (слепой прорицатель)
Гемон (сын Креонта)
Эвридика (жена Креонта)

2. Количество
Числам Софокл не придает здесь особого значения.

3. Пространство
Действие происходит в Фивах.

4. Время
Точное время действия неизвестно.

5. Отношения
Антигона - Креонт. Антигона считает своим долгом совершить погребение брата, для царя же важно соблюдение законов государства, поэтому тело преступника должно быть брошено на поругание, по его мнению. Таким образом, между героями завязывается конфликт.
Креонт - Гемон. Гемон уважает отца, считает его справедливым царем, но эти его действия порицает. Не добившись отмены казни протестом словесным, он протестует против идей царя, используя для этого свою жизнь.
Антигона и Исмена. Сестры близки, но характер Исмены слабее, она не способна пойти против воли царя, хотя и знает, что она несправедлива. Сначала Исмена не решается помогать сестре в ее затеи, но когда Креонт говорит о казни Антигоны, оказывается, что Исмена готова погибнуть вместе с ней.

6. Качество
Антигона сильна волей. Для нее закон неписанный закон родового общества стоит выше писаного. В своих решениях она непоколебима. Девушка смело идет навстречу смерти, как бы не было ей горько уходить из жизни так рано, не испытав радости замужества и материнства.
Исмена, в отличии от своей сестры, слаба и нерешительна. Она предпочитает подчиняться тем, кто властен.
Креонт - суровый и непреклонный правитель. Для него прежде всего важны законы государства, повиновение, которое ведет к порядку. Поэтому всякое выступление своему приказу он рассматривает как выступление антигосударственное.
Гемон уважает своего отца, но правда ему дороже. Он осуждает политику Креонта, протестует против его решения. Кроме того, Гемон любит Антигону, убивает себя, чтобы брак их совершился в Аиде.

7. Действие
После ухода Эдипа из Фив, стали править его сыновья Этеокл и Полигоник. Поссорившись с братом, Полиник собирает войско за пределами Фив и идет на них войной. В битве погибают оба брата. Власть переходит к Креонту, который приказывает похоронить Этеокла со всеми почестями, тело же брата его оставить не погребенным, на растерзание зверям, т.к. он враг государства.
Это было не в обычае: считалось, что душа непогребенного не может найти успокоения в загробном царстве и что мстить беззащитным мертвым - недостойно людей и неугодно богам.[1]
Такое неписанный закон для Антигоны выше изданного Креонтом. Она посыпает тело брата землей, тем самым, совершая символическое погребение. В наказание Креонт повелевает замуровать Антигону в пещере, не внимая просьбам сына и народа пожалеть царевну. Такое решение прогневало и богов, об этом сообщает царю Тиресий.
В подземной гробнице Антигона вешается. Ее жених пронзает себя кинжалом, его мать в отчаянии от гибели сына тоже лишает себя жизни. Креонт остается на сцене один, оплакивает себя, своих родных и свою вину.

8. Пребывание
Во время всего рассказа герои прибывают в состоянии протеста: Антигона, Гемон, Тиресий и хор выступают против решения Креонта, он - против нарушения своего закона. Есть и мотов смирения: Иокаста подчиняется воле царя, а Антигона смиряется со смертью.

9. Обладание
Герои произведения обладают яркими решительными характерами.

10. Страдание
Страдания прочувствовали все герои.
Антигона испытывала боль за непогребенного брата, в конце она вешается. Гемон не представляет жизнь без нее и тоже кончает жизнь самоубийством. Его мать бросается на меч, т.к. не в силах жить без сына. Креонт понимает всю свою вину в случившемся: «Я себя ведь убил…нет меня: я ничто!»

1. М.Л. и В.М. Гаспаровы
Previous post Next post
Up