Mar 09, 2013 17:38
Посколько со 2 марта я валяюсь с гриппом дома, командировки мои задержаны, и работы пока нет: можно себе позволить активно бездельничать:). И вот, вслед за группами "Армады", и АСТ во вконтакте, я недавно изучил группу "Эксмо" - где-то 600 посланий от авторов, которые пишут в издательство: вопросы по поводу предлагаемых ими романов, начиная с осени 2012 года. Я прочитал их все, и мне явилось самое настоящее откровение.
По мудрости, оно равнялось "всему Корану, всему шариату, всему тарикату, всей буддийской вере, всей иудейской вере, и всем христианским заблуждениям" (с) Ходжа Насреддин. Так вот, граждане - это ничто иное (простите меня за прямоту), как просто апокалиптический пиздец.
Я-то думаю - почему кризис в книгоиздании, а количество рукописей не уменьшается? Оказывается (если судить по этому форуму) большинство книг в "Эксмо" идет от авторов 12 (!) - 16 лет. Они пришли на рынок. Они жаждут. Правда, чего жаждут - сами не знают, но жажда их велика. С одной стороны, френд Диана Удовиченко философски заметила - "Так и хорошо, что пишут. Все ж творчество, по подъездам не ширяются". Оно и верно, но с другой - теперь никто не хочет ждать, пока плоды творчества созреют, и копить рукописи в столе, в ожидании - вот, когда-нибудь, я извлеку это на свет божий, и стану знаменитым... Невзирая на качество, их хотят публиковать моментально, моментально разбогатеть и купаться в роскоши.
Одна девочка 14 лет раз десять спросила, сколько она получит денег, если книга станет популярна. Наконец, она присылает роман, и его отвергают с ходу, в книге...72 000 знаков, то есть меньше двух авторских листов! Девочка возмущается - как это не берут? Что значит формат? Дома всем нравится, печатайте немедленно! Много народу ссылается на Роулинг: у нее не брали, а теперь "издательства локти кусают, и вы тоже пожалеете". То, что Роулинг опубликовала свою первую книгу в 32 года - никому не нужные и вредные детали. Очень много народу пишет книги по компьютерным играм вроде "Варкрафт" или "Скайрим", не задумываясь, что права на них кому-то принадлежат. "Я написал книгу по "Варкрафт", вы ее возьмете?". "Нет, у нас нет прав ее печатать?". "Но может, вы за меня проведете переговоры, и купите права? Книга очень классная". Эх, бедный мальчик. Кроме того, опять же, самый-самый популярный вопрос (но это уже среди всех возрастов) - не украдет ли издательство книгу? Я на этот раз уже много высказывался, повторяться не буду. Круче всех оказался мужик за тридцать, который в растрепанных чувствах требовал от издательства аванс за будущий бестселлер - "Я знаю, как это делается, я фильмы смотрю. Я сажусь с редактором, он смотрит, и платит аванс. Иначе вы украдете мою книгу". В итоге мужик со скандалом обещал уйти в "Рипол". Его отпустили без сожалений.
Много поэтов, но их всегда много. Много авторов сборников рассказов. Представители издательства безжалостны - они говорят, что публикуют около ДВУХ ПРОЦЕНТОВ автора из общего самотека. Те, у кого не взяли книгу, часто задают вопрос - "А что же мне теперь делать?". Видимо, ожидают услышать - "ладно, мы пошутили, давайте обратно". По поводу авторского листа - никто из будущих Роулинг не хочет знать, что это такое. Самое главное, когда им говорят - а/листов, у них возникает странная ассоциация. "Да как же умещу рукопись на 12 АЛЬБОМНЫХ ЛИСТАХ!? - возмущается в послании взрослая авторша. - "Вы что, совсем оборзели?". Никто не в курсе, что на книжном рынке кризис, и тому подобное. Это для всех откровение. Тиражи по две тысячи - тоже сенсация: "Очень мало! Книгу никто не купит!". Но это не главное.
Главное, что множество авторов не владеет русским языком. Безграмотных больше и больше с каждым годом. И когда им на это указывают, они обижаются - "А редактор на что?". Редактор не станет читать книгу с диким количеством ошибок, но им в доброте душевной это не представляется. Да, издательства иногда упускают хорошие книги по собственной глупости. Но из-за такого чумового потока (а тот же АСТ получает в год ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ рукописей) увеличивается шанс промаха. И еще - ОЧЕНЬ МНОГИЕ авторы не верят электронной почте. Они пребывают в непоколебимой уверенности, что если прислать рукопись в бумажном варианте - рассмотрят ОБЯЗАТЕЛЬНО. Им можно тысячу раз объяснять, что шлите по электронке - без толку. Они шлют в бумаге, и потом возмущаются, что рукопись пылится в издательстве годами. Ведь она БУМАЖНАЯ. И злятся, что рукопись не возвращают, хотя я помню непреложное с советских времен еще правило - "Рукописи не рецензируются и не возвращаются". Без толку. Люди как соревнуются - кто специально сделает своей книге хуже.
Я помню одну вещь. В 1988 году, только закончив школу, я подрабатывал курьером в газете "Водный транспорт". Курьеров тогда возили на машинах, лафа неслыханная:)). И вот, моим водителем был мужик 55 лет. Он написал роман на колхозно-производственную тему, и отпечатал его на пишущей машинке. И он всех вокруг им задолбал. Он слал роман во все издательства - его вежливо посылали. Предлагал в газеты - отказывали. "Конечно, - мрачно рассказывал мне мужик. - "Они все на моем горбу по сорок лет учились, интеллигенция хренова. А я - писатель от сохи" - хотя сохи, уродившись в Москве, он сроду не наблюдал. Помню фразу из его романа - "И вот он увидел что вся она такая раздетая и юная" - меня сей оборот вырубил напрочь. Я недаром процитировал фразу - знаки препинания там отсутствовали вообще. Потому как, зачем? Человек от сохи, ему не требуется. "Мне грамота не нужна, - сурово говорил водила. - Я жизнь получше академиков знаю".
Насколько я знаю, его так и не напечатали. И он вряд ли понял, почему.