Что описал Маркс в своих трудах?
Маркс описал процессы, которые приводили к массовой эксплуатации, часто не совместимой в то время даже с простым воспроизводством работников (членов социума).
Простое воспроизводство - это, по сути, обеспечение биологических потребностей работников, с помощью которых капитализм вырастил человеческие автоматы, которые нужны обществу так же, как и винтики для огромного механизма. И выполняющие в точности эту, а не какую-то другую функцию.
Вступив в конкуренцию с капиталистическими государствами за технический прогресс, СССР смог догнать Запад, а кое-где и обогнать в техническом смысле. Но он не смог преодолеть необходимое при строительстве сложного в технологическом смысле государства отношение к людям, как к частям механизма.
А как видел Маркс смысл социализма и коммунизма? Вот так.
«Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства»
и так
«Свобода в этой области (материального производства - rjadovoj_rus) может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила… Но тем не менее это все же остается царством необходимости. По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе»
Это же, по сути, повторил и Энгельс в книге "Анти-Дюринг".
"То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится теперь (при социализме - rjadovoj_rus) их собственным свободным делом. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы"
Главная цель коммунизма - высвобождение человека от автоматизма существования, предписываемого социумом, для реализации своего личного творческого потенциала, в СССР не была реализована. Но нигде, кроме СССР, она и не ставилась, как задача.
И произошло то, чего не могло не произойти. Возник вопрос: ради какой цели людям надо дальше быть винтиками? Люди подспудно ждали постановки задачи о том, что надо создавать социум, где они не будут винтиками.
Намек на постановку такой задачи был в последней работе Сталина - "Экономические проблемы социализма в СССР". Там, где речь шла о уменьшении рабочего времени.
"Что требуется для этого? Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления".
Но в связи с его смертью этот вопрос оказался в лучшем случае забыт, а может и сознательно положен под сукно. А ведь за этим вопросом стояла судьба развития советского народа, судьба каждого члена общества, всей страны.
Ответ на вопрос о дальнейшей цели советского общества был дан преемником Сталина на посту руководителя советского государства Хрущевым, на съезде КПСС - ради дальнейшего повышения благосостояния. То есть ради большего количества вещей в собственности, большего количества денег, а значит и большего количества удовольствий. Причем удовольствий для тела. Потому что удовольствий для ума и сердца концепция «повышения благосостояния» не предусматривала.
Те общие слова, которые были сказаны в разделе 5 программы КПСС 1961 года о всесторонне развитом человеке, остались словами. Причем словами сухими, скучными, которые не могли удержать поколения в своем смысловом поле. И, самое главное, за этими словами не стояли реальные дела. Стоял сухой, мертвый официоз.
И люди с течением лет стали меняться. Не в лучшую сторону. Запросы постепенно менялись. Уже пищи для ума и сердца не требовалось. В школах и дома зазвучали голоса: зачем нам эта математика? Мы и без нее проживем.
Таких людей концепция винтиков устраивала. Им нужно было материальное благосостояние. И всё. Они хотели потреблять. Тем же, кто быть винтиками не хотел, перспективы не осталось.
Советское государство, советское общество, которое должно было служить средством прорыва из царства необходимости в царство свободы, стало разновидностью царства необходимости. Не дававшей ни высокого смысла, ни великой цели, ни возможности материального благополучия, но державшей людей в положении винтиков.
А раз так, то возник следующий, совершенно очевидный для меня сейчас, логичный вопрос: а где положение винтиков самое лучшее? И от пропаганды Запада последовал такой же логичный ответ: у нас. Посмотрите на наши витрины. Посмотрите на наши прилавки. И сравните со своими.
Винтики согласились с этими аргументами. И обратный отсчет до развала СССР пошел.
Винтики-руководители кинули клич в массы винтиков-населения: хотите ли вы, чтобы у нас было, как на Западе? Дружный рев - «да» (!) был им ответом.
Что произошло дальше - вы все знаете. Перестройка. Во время которой ликвидировали остатки ленинско-сталинского СССР и создавали условия для замены его на общество безудержной жажды потребления.
Переход из царства необходимости в царство свободы придется осуществлять нам. Больше некому.
До встречи в СССР 2.0.