Как говорят, читая документы...
Иногда обнаруживаешь очевидные, но как-то недооценененные в своем значении вещи.
1. После революции в 1919 году была принята программа ВКП(б). Это была первая программа большевистской партии, принятая в условиях, когда она стала правящей партией. Программа ставила цели в области воспитания и образования, которые были жизненно необходимыми в то время. Ликбез, начало планового обучения всех граждан страны. О воспитании сказано очень кратко.
2. Принятая в 1937 году программа практически скопирована с программы 1919 года. Соответственно, ничего нового в плане индивидуального воспитания людей она не добавила. Что было странно, потому что на этом же съезде было объявлено о том, что социализм в основном построен. Отношение к воспитанию и образованию должно было в корне измениться. Но время было очень суровым. Возможно, этим объясняется то, что программу практически не пересмотрели.
3. И, наконец,
программа КПСС 1961 года. Вот она-то должна была вопросы воспитания и образования поставить во главу угла. Война была позади, в наличии был ядерный щит, народное хозяйство в основном было восстановлено. Но этого не случилось.
Напротив, бросается в глаза откровенно слабое описание воспитания людей. Вопросы воспитания изложены в последнем разделе программы, каксающемся СССР. Раздел 5 изложен достаточно многословно, но в общем, округлыми фразами. В нем нет конкретных целей. Полная противоположность отношению к изложению материала по материальной базе коммунизма. И вся программа - уже тот казенный, пресный язык, который был так характерен для позднего СССР.
Обращают на себя внимание следующие вещи.
Сохранение четкого разделения труда. Много раз написано об ученых, художниках, деятелях искусства и кино и так далее.
Ни слова о преодолении отчуждения, вскользь упомянуто (в неопределенном будущем) о снижении рабочего времени. Ни слова о плановом снижении размеров рабочего дня, о возможности смены специальности в течение жизни. О разнообразии работы в течении жизни людей, о взаимозаменяемости людей на каких-то видах работ. О снижении монотонности труда, о добровольности труда. О ликвидации разделения труда хотя бы как о перспективной задаче.
А ведь о разделении труда, как о причине отчуждения, писал не кто-то, а сам Маркс, которому в СССР буквально молились. Как сейчас выясняется, что после Сталина уже не изучали, а молились, причем либо избирательно либо бездумно.
Получается, что воспитание с большой буквы так и не было поставлено, как первоочередная задача Советской власти.
Считаю, что именно здесь кроется одна из причин, как бы не главная, разложения советского общества, приведшего к развалу СССР.