Или на пустом ли месте случился 1917 год. Рекомендую всем почитать пост ниже. Особенно тем, кто думает, что всё, что они видят вокруг себя: детсады, школы, ВУЗы, НИИ, Академия и прочие составные части Советской системы образования и науки, появились сами собой, "почкованием".
Оригинал взят у
mikhaelkatz в
Образование в Российской империи, которое мы потеряли В последнее время вопросы современного нам образования выходят на передний план. В связи с остротой проблемы некоторые с ностальгией говорят о том, что в Российской империи образование было на подъёме, и только революция помешала России стать самой образованной страной. Вспомним с цифрами в руках о том, какое образование и какую грамотность мы потеряли вместе с Российской империей.
По материалам
skaramanga_1972 в
РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ВОПРОСУ ОБРАЗОВАНИЯ Первые сводные данные о числе школ и учащихся Российской империи (в пореформенный период, т.е. после отмены крепостного права) были опубликованы за 1863г. Согласно им, численность учащихся в 1863 г. составляла 1155,8 тыс. чел. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864гг. было сказано:
«… более половины названых училищ принадлежат к категории школ, содержимых при церквях православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».
Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг., такова:
1871г.:
- число школ - 16375; число учащихся - 675,3 тыс. чел.;
1875г.:
- число школ - 23936; число учащихся - 955,5 тыс. чел.;
1880г.:
- число школ - 21240; число учащихся - 1119,1 тыс. чел.;
1885г.:
- число школ - 25194; число учащихся - 1557,9 тыс. чел.
1890г.:
- число школ - 26986; число учащихся - 1752,1 тыс. чел.;
1895г.:
- число школ - 29910; число учащихся - 1978,4 тыс. чел.;
1900г.:
- число школ - 36829; число учащихся - 2592,6 тыс. чел.;
1905г.:
- число школ - 43551; число учащихся - 3350,4 тыс. чел.;
1910г.:
- число школ - 59000; число учащихся - 4541,7 тыс. чел.;
1914:
- число школ - 80801; число учащихся - 5942,1 тыс. чел.
Итак, за 43 года (с 1871г. по 1914г.) :
- число школ начального образования выросло в 4,9 раза;
- число учащихся выросло в 8,8 раза.
(Источник - Рашин А.Г. «Население России за 100 лет (1813 - 1913)», Москва, 1956 г.)
Народное училище в Вятской губернии, 1980-е годы
Как видим, количество учеников начальных школ Российской империи росло гораздо быстрее, чем возникали новые школы, и это создавало на будущее очень серьезную проблему.
Теперь, несколько слов о том, в каких же школах приходилось учиться подавляющему большинству простого народа.
(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 550)
НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - в России до революции 1917 элементарные школы со сроком обучения от 1 до 4 лет. Различались по ведомствам, местностям, уставам, национальностям, религиям, источникам финансирования и т. п. (напр., приходские училища, церковно-приходские школы, школы грамоты, удельные, казачьи, инородческие). Наибольшее распространение во 2-й пол. 19 в. имели земские и городские начальные училища, а также одноклассные начальные училища Министерства народного просвещения. Имелось незначительное число начальных училищ повышенного типа: главные народные (основаны в 1786), уездные (1804), двухклассные начальные 1869); городские (по положению 1872), высшие начальные (1912) училища.
Даже в официальных отчетах министерства народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока … полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве, земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения» (Извлечение из отчета министерства народного просвещения за 1872г., стр. 61).
Значительное место в начальном образовании занимали церковно-приходские школы, получившие развитие в 80-е годы.
В них в 1905-1914гг. обучалось около 2 млн. детей. На увеличении церковно-приходских школ настаивал обер-прокурор К. П. Победоносцев. Он говорил:
«Церковно-приходские школы, по условиям существующего в них обучения и надзора, представляют собой гораздо больше гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ, и поэтому заслуживают со стороны правительства поддержки и поощрения» (Рождественский «Исторический обзор деятельности министерства народного образования», 1802-1902гг, СПБ, 1902, стр. 649).
Вследствие недостатка государственных и общественных школ, сельское население было вынуждено прибегнуть к устройству так называемых домашних школ. В первой половине 90-х годов примерно 300-400 тыс. человек обучалось в них. (Пругавин «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, СПБ, 1905, стр. 48»)
(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 820)
Ну а теперь о самом печальном. Если обратиться к материалам о продолжительности обучения в начальных школах Российской империи, то получится очень неприглядная картина. К примеру, берем 1911 г.
Процент учившихся в школе 1-й год:
в городе: мальчики - 41%, девочки - 43,2%.
в деревнях: мальчики - 38,2%, девочки - 48,6%.
Процент учившихся в школе 1 года до 3 лет:
в городе: мальчики - 48,1%, девочки - 47,0%.
в деревнях: мальчики - 39,3%, девочки - 44,7%.
Процент учившихся в школе более 3 лет:
в городе: мальчики - 10,9%, девочки - 9,8%.
в деревнях: мальчики - 12,5%, девочки - 6,7%.
(Источник - «Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911г. вып. 16, 1916, стр. 115»)
(Из книги Каптерева П. Ф «История Русской педагогии» 1915г.)
(Источник - Ростовское на Дону уезд. земское собрание.
Постановления... Ростовского на Дону уездного земского собрания... : С прил. - Ростов-на-Дону, [1867]-1886. - 26.
IX очередного... сессии 10-14 сентября 1874 года с отчетами Ростовской на Дону уездной земской управы за 1873 г. - 1875. - 518 с. разд. паг., 5 л. табл)
(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Саратовская губерния. - 1903. - VIII, стр. 600)
(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Курская губерния. - 1903, стр. 775 - 776)
(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 228 - 229)
Приходится констаировать: «В общем, грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любовь к книгам, которые при этом было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность» (М. Сперанский «Начальная народная школа в Симбирской губернии», 1906 год, стр. 72.).