Сегодня поговорим о киноленте режиссера Владимира Бычкова "Мой папа капитан", вышедшей на экраны в 1969 году.
Отец Васи Готовцева - капитан грузового речного судна «Игарка». С большой неохотой он берёт сына с собой в последний в этом году рейс по Енисею. Мальчик, ожидавший морских приключений, столкнулся с будничной работой. К тому же у него не сложились отношения со старпомом, который презрительно зовёт Василия пассажиром и жалуется на него старому капитану. Обиженный Вася убегает на берег и на его поиски команда тратит целые сутки. С каждым часом, из-за падения уровня воды, уходит надежда дойти до таёжного посёлка. Было решено поворачивать обратно, но капитан Готовцев взял на себя ответственность и провёл судно по обмелевшему руслу.
Кинолента снималась на Енисее, но что интересно - крайне мало пассажирского флота (хотя на тот момент Енисейское речное пароходство уже обладало весьма серьезным пассажирским флотом). Но обо всем по порядку.
В самом начале в кадр попадает носовая часть танкера проекта 576т - наливного варианта теплоходов проекта 576 (тип Шестая пятилетка)
Танкера проекта 576т "ДнепроГЭС" и "СвирьГЭС" на холодном отстое в Астрахани, июль 2007 года
город, в котором начинается действие кинофильма не обозначен, но - и в этом я более чем уверен - "старт" берется в Красноярске
рубка теплохода "Игарка"
с большой долей вероятности можно утверждать, что это теплоход проекта 573 - небольшое грузовое судно водоизмещением 1500 тонн. Суда этого проекта строились в Красноярске и эксплуатировались на Енисее и притоках. Подробно о проекте -
здесь и
здесь Студент-киношник Миша Локотков (Владимир Носик) снимает отход "Игарки"
Он должен бы отправиться с судном в рейс и снять о нем фильм. Далее он планирует сесть в самолет и в городе Острогорске пересесть на "Игарку". Собственно за счет этой "пересадки" Вася Готовцев, сын капитана, и попадет на судно.
Немного о кинокамере в руках студента. Надо отметить, что аппарат достаточно серьезный - это профессиональная 35-мм кинокамера Конвас-Автомат 1КСР завода Москинап. Выпускалась она с 1958 года. Комплектовалась турелью для трех объективов, а так же сменным электроприводом. Кстати его аккумуляторный блок и висит на плече студента. В кадре эта камера попадает как с одним объективом (скорей всего это объектив с переменным фокусным расстоянием серии 35ОПФ, точнее установить трудно), так и с тремя объективами на турели. На аппарате остановлена кассета на 60 метров кинопленки
вот таким аппаратом Локотков пользуется в фильме. Единственное - на кадрах отправления "Игарки" в рейс стоит длинный тубус видоискателя.
- Дяденька, возьмите меня с собой на "Игарку"...
по Енисею
Локотков отправляется в цирк (ему надо навестить там своего товарища). Тут в кадр попадает кофр кинокамеры. Кроме аппарата он обычно вмещал сменные объективы, принадлежности и две-три кассеты с кинопленкой. Общий вес - порядка 20-25 кг.
первая стоянка на маршруте - Острогорск
Вася под видом "кроликов" сидит в ящике с надписью "не кантовать". Собственно так его и назовет стармех "Игарки" - Кролик
...а где же капуста? - съел..
Здесь мы также видим буксиры проекта 732 - последние паровые колесные буксиры советского речного флота. Причем в фильме они уже перестроены - установлены упоры для толкания составов и приподнята рубка
в этом кадре - название неразборчиво, а по фильму - "Надежный"
на мостике "Игарки"
состав
в машинном отделении "Игарки"
в кадре - теплоход "Александр Матросов"
один из первых теплоходов проекта 588, переданных советскому речному флоту. Теплоход построен на верфи VEB Matias Tessen Verft в Висмаре, ГДР, в 1954 году. Первые два судна - "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов" - ушли работать на Енисей, где собственно находятся и по сей день.
теплоход "Александр Матросов",фото - Д. Крапивин
Ан-2ПП взлетает с воды
Ан-2ПП
избушка бакенщика
здесь в кадре мы видим лодку с подвесным мотором:
судя по очертаниям - это мотор "Стрела" (он же ЗиФ-5), выпускавшийся с 1953 по 1965 годы на Ульяновском моторном заводе и "Заводе им. Фрунзе" в Куйбышеве (да-да - нашим самарским КМПО им. Фрунзе, который потом перешел к выпуску одного из самых массовых и одновременно одного из самых неудачных моторов серии Вихрь)
вот так выглядел этот мотор:
Стрела, сделанная в Ульяновске:
"Игарка", вид с правого борта
"Игарка" идет через порог с помощью буксира. Увы, буксир видно плохо
вполне вероятно, это мог быть один из последних теплоходов типа "Первая Пятилетка" - в 20-е годы серия этих теплоходов была построена в Германии и приведена на Енисей. Как вариант - это мог быть теплоход "Владимир Ленин" - он часто выходил в Казачинский порог и подменял туер "Енисей"
это уже низовья Енисея, как вариант - порт Игарка. На заднем плане - морской сухогрузный теплоход проекта 596 (тип Вытегралес)
теплоход проекта 596, общий вид (на фото - теплоход "Бакарица")
в кадр попал еще один теплоход проекта 596 "Восход"
судно построено на заводе им. Жданова в 1965 году, разобрано на металл в 2001-2002 году.
теплоход "Восход" в Тилберри, февраль 1987 года
IMO 6612063
буксир пр. 732 "Александр Попов", построен в 1954 году
буксир пр. 732 "Сеченов", построен в 1953 году
туристы сплавляются на плоту
туристы на палубе "Игарки"
собственно для тех лет "подбросить" на 500-600 км по реке - явление абсолютно нормальное. На палубе могли ставиться палатки, покормиться можно на камбузе. Так нередко ездили не только туристы-дикари, но и геологи. В роли одного такого попутного пассажира в киноленте снялся и Юрий Визбор - в этом эпизоде (как раз в кают-компании теплохода) он исполняет свою песню "Река Енисей"
Река Енисей, то снега, то дожди
И лес то седой то рыжий
Река Енисей, ты ко мне приходи
Закрою глаза - уви-и-жу.
Вот это навек, так сказать навсегда.
Зеленой сосной по сердцу
Как плещет река, как звенят в неводах
Луны золотые серпы
И вроде бы я видел реки в красе
Скитаясь всю жизнь по свету
Но в сны мне стучит та река Енисей
Красивей которой нету
В фильме группа туристов-дикарей как раз упрашивает капитана "Игарки" взять их на борт при помощи вариации на другую песню Ю. Визбора - "Мама, я хочу домой":
Снова нас ведут куда-то,
И не ясен нам маршрут,
Видно, горы виноваты -
Не сидим ни там, ни тут.
Снова в гору и по тропам
С рюкзаками за спиной.
Груз под силу лишь циклопам!
-Мама, я хочу домой!
Груз под силу лишь циклопам!
-Мама, я хочу домой!
Дома все же как-то лучше,
Ну а здесь придется нам
Целый день бродить по кручам,
По ужасным ледникам.
Будем ползать постоянно
По веревке основной
И питаться кашей манной,
-Мама, я хочу домой!
Не хочу я каши манной,
-Мама, я хочу домой!
Склоны круче, ближе тучи,
Камни сыплются гурьбой,
На пожарный всякий случай
Мы связались меж собой.
Мы идем по ледопаду,
Где, представьте, путь такой:
Хочешь стой, а хочешь падай!
-Мама, я хочу домой!
Не хочу я что-то падать.
Мама, я хочу домой!
Снова нас ведут куда-то,
Снова я несу рюкзак.
До чего же мне, ребята,
Надоело жить вот так!
Телеграмма уж готова,
Ни одной в ней запятой,
В ней всего четыре слова:
"Мама я хочу домой!"
эта песня, наряду с народными "ишаками" (...Много у нас вопросов, каждый ишак философ...) считались неформальным гимном всех начинающих туристов.
по сценарию "Игарка" должна идти в один из притоков Енисея в небольшую деревню Кислачаны. Она ходит туда каждый год, но только по высокой воде. На теплоход садятся школьники из этого поселка. Увы, информацию об этом поселке мне пока найти не удалось.
Пересаживаются они на "Игарку" с теплоохода проекта 331 (ВТ/ВТУ)
могучи сибирские реки
иногда и деревья валить приходится
начиная с 1965 года "Игарка" ходит сюда регулярно