Русский флот в рисунках В. В. Иганциуса - часть I

Oct 05, 2014 23:38


В 1893 году в Санкт-Петербурге вышло второе издание альбома "Русский флот". Альбом издан великим князем Александром Михайловичем. Рисунки - руки лейтенанта русского флота В. В. Игнациуса. Василий Васильевич Игнациус погибнет 14 мая 1905 года в Цусимском сражении, командуя броненосцем "Князь Суворов". Как и многие другие, он не спустит перед лицом смерти Андреевский флаг.




Императорская яхта "Полярная Звезда"


построена в 1891 году. Использовалась Александром III и Николаем II. На борту "Полярной Звезды" летом 1905 года был подписан т.н. Бьеркский мир. С началом Первой Мировой Войны яхта поставлена на хранение. В 1917 году судно перешло из Петрограда в Гельсингфорс (Хельсинки), где на ней разместился штаб Центробалта. В 1918 году яхта во время Ледового похода приходит в Кронштадт. С 1920 года - на консервации. С начала 30-х годов идет переоборудование в плавбазу подлодок, производится замена силовой установки (паровую машину заменяют дизелями). 20.08.1936 на судне поднят военно-морской флаг СССР. В 1939-1940 годы базировалась на минной позиции Таллина, в 1941 году переходит вместе со своими подлодками в Усть-Лугу, а в последствии в Ленинград. В 1944 году перешла в Турку. В 1954 году переклассифицирована в плавказарму. В 1961 году - в плав-мишень. Затоплена в том же году при испытании управляемых противокорабельных ракет на полигоне КБФ в Рижском заливе в районе островов Кухну и Рухну. По некоторым данным останки судна были сданы на слом в 70-е годы.

Императорская яхта "Держава"


Яхта была заложена 28 апреля 1866 года в деревянном эллинге Нового адмиралтейства в присутствии императора Александра II и генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича. Её проектировщиком и строителем был генерал-майор Корпуса корабельных инженеров И. С. Дмитриев. Строилась по образцу английской королевской яхты «Victoria and Albert».
31 июля 1871 года состоялся торжественный спуск «Державы» на воду в присутствии императора со свитой. На Неве новую яхту встречали расцвеченные флагами несколько военных кораблей Балтийского флота и колесные яхты «Александрия» и «Штандарт». Вошла в состав Гвардейского экипажа.
Яхта за время свое службы совершила множество походов по Балтийскому и Северному морям.
Большие размеры яхты позволили иметь на ней во время плаваний большой штат свиты и прислуги, не считая экипажа. В рапорте от 18 января 1888 года командующего Гвардейским экипажем, в состав судов которого входила «Держава», указывалось, что в навигацию 1887 года численность команды составляла 238 человек (из них машинной - 93 человека), а также отмечалось, что во время путешествий на яхте императора «было музыкантов 65 человек, певчих 15 человек, сигнальщиков 10 человек, юнгов 10 человек и, кроме того, царской и вольнонаемной прислуги при высочайших особах и их свите приблизительно 50 человек». К сожалению, в рапорте не указывалась численность императорской свиты, но, видимо, она составляла не менее 20 человек.
В 1887 году И. П. де Колонг, возглавлявший с 1878 года компасное дело в русском флоте, совместно с Г. Добровым впервые в истории устранили электромагнитную девиацию (влияние судового «железа» на стрелку магнитного компаса) на императорской яхте «Держава», применив магнитное поле соленоидов, питаемых постоянным электрическим током.
В качестве императорской яхты «Держава» просуществовала до 1898 года, после чего была переквалифицирована в учебное судно, в качестве которого несла службу о конца 1905 года под именем «Двина».

Императорская яхта "Царевна"


Заказана в 1873 году в Англии на заводе «Гулль-Эрмиск» в Гулле. Получила название «Царевна». Одновременно на той же верфи строили другую яхту «Славянка» - несколько меньших размеров.
Числящаяся в списках кораблей Балтийского флота как «собственная его императорского высочества государя наследника паровая яхта» «Царевна» в сентябре 1874 года пришла из Англии в Кронштадт. Вскоре её отправили в Севастополь; вернулась «Царевна» в Кронштадт 26 июня 1875 года. Во время этого похода яхта зашла на Вилла-франкский рейд, и лечившаяся в Ницце императрица Мария Александровна 17 декабря совершила на яхте единственную морскую прогулку. В дальнейшем дальних плаваний «Царевна» уже не совершала.
После вступления на престол императора Александра III в 1883 году «Царевна» практически стала яхтой императрицы Марии Федоровны до 1889 года. Обычно двух-трехнедельные плавания по финским шхерам проходили в конце июня-начале июля. Яхта заходила в Котку, Гельсингфорс, Абофиордский залив и доходила до Экенеса.
В 1920-е годы яхту, сданную на хранение в Кронштадтский порт, разобрали на металл.

Императорская яхта "Александрия"


Яхта в курсировала главным образом между Санкт-Петербургом, Петергофом и Кронштадтом, иногда совершая и более длительные плавания. Всего с 1851 по 1902 год яхта совершила 326 походов.
Николай I ходил на «Александрии» в 1852-1854 годах только в Петергоф либо Кронштадт. Очень много плавал на «Александрии» Александр II. Когда английская эскадра во время Крымской войны подходила к Кронштадту, он на яхте 19 мая и 4 августа 1855 года выходил на кронштадтский рейд и наблюдал за эволюциями кораблей противника и их перестрелкой с нашими канонерскими лодками.
С 1858 года на протяжении 26 лет яхтой командовал Леонтий Эйлер. Летом 1862 года Россию с официальным визитом посетила английская эскадра. Император её встретил на «Александрии» и, приняв на яхту принца Альберта герцога Эдинбургского, доставил его в Ораниенбаум. Летом 1863 года «Александрия» совершила свое первое плавание в финские шхеры.
14 сентября 1868 года на «Александрии» император и императрица встречали датскую принцессу Марию-Софию-Фредерику-Дагмару, будущую супругу великого князя Александра Александровича, императора России с 1881 по 1894 год.
Неоднократно «Александрия» предоставлялась в распоряжение глав иностранных держав, посещавших Россию: в 1868 году - королевы Дании, в 1872 и 1876 годах - короля Греции, в 1873 году - персидского шаха и в 1876 году - императора Бразилии.
Помимо походов в бассейне Финского залива, на «Александрии» императорская семья совершала плавания по Ладожскому озеру и связанным с ним каналам. Так, летом 1852 года Александр II с семьей посетил на ней Лодейное поле и остров Валаам, а Александр III с императрицей Марией Федоровной в июне 1883 года ходил на яхте на открытие Свирского и Ново-Сясьского каналов. При их открытии через каналы протягивалась голубая шелковая лента, которую, стоя на ходовом мостике «Александрии», перерезала императрица.
Ещё долгие годы «Александрия» участвовала в различных церемониях и встречах глав иностранных держав. На ней 7 июля 1888 года Александр III с великими князьями и большой свитой встретил на подходе к Кронштадту яхту «Hohenzollern», на которой впервые посетил Россию германский император Вильгельм II.

яхта "Стрела"


броненосный корабль "Петр Великий"


здесь он представлен в виде, который получил после реконструкции 1881 года. Построен по проекту контр-адмирала А. А. Попова (автора т.н. "поповок") в 1872 году на верфи Галерного острова в Санкт-Петербурге. Прошел модернизацию в 1881 году на верфи Randolph and Elder (Глазго, Великобритания). По закладке именовался "Крейсеръ", но 30 мая 1872 года переименован в "Петр Великий" в честь 200-летия императора Петра I. Первоначально вооружение состояло из четырёх 12-дюймовых (305-мм) орудий с длиной ствола в 20 калибров, размещённых по два в концевых башнях. Кроме этого на корабле установили шесть 87-мм (4-х фунтовых) пушек, так же были предусмотрены места для установки двух 9-дм (229-мм) мортир. В 1903 году ввиду морального устаревания переклассифицирован в учебное судно для подготовки артиллеристов. С 1917 года использовался как плавбаза для подлодок Балтийского флота. В феврале 1918 года перешел из Петрограда в Гельсингфорс. В апреле того же года вернулся в Кронштадт. В 1921 году разоружен и переклассифицирован в минный блокшив Кронштадтского военного порта. 18 апреля 1959 года выведен из состава КБФ и передан на разборку.
Первоначально при строительстве корабль классифицировался как "мореходный монитор". Надо так же отметить, что "Петр Великий" стал первым полноценным броненосцем русского флота.

броненосный корабль "Чесма"


строился для Черноморского флота. Второй из серии четырех кораблей типа "Екатерина II". Заложен на верфи РОПиТа (Русское Общество Пароходства и Торговли) в Севастополе 25 сентября 1884 года. Передан флоту 17 мая 1889 года. В ходе эксплуатации корабля у него регулярно возникали проблемы как с корпусом, так и, в первую очередь, с машиннно-котельной установкой. Всю службу корабль входил в состав Черноморского флота. Выведен из состава флота в 1907 году и передан на консервацию. В апреле 1912 года отбуксирован к Тендеровской косе, где и был расстрелян как корабль-мишень при испытании схемы бронирования для линкоров типа "Севастополь" под огнем линкора "Иоанн Златоуст".
Примечателоен тот факт, что предназначенные орудия для перевооружения "Чесмы" в июне 1905 года передали как раз на "Иоанна Златоуста".

броненосный корабль "Екатерина II"


Первый из серии четырех однотипных броненосных кораблей - Екатерина II, Чесма, Синоп и Георгий Победоносец.
Заложен в июне 1883 года. Передан флоту в 1889 году. В 1897 году произведена замена котлов на водотрубные системы Бельвиля. Корабль входил в состав Черноморского флота до 1907 года. С 1908 года используется в качестве мишени для торпедных стрельб. Разобран на металл в Николаеве в 1914 году.

броненосный корабль "Синоп"


третий корабль серии "Екатерина II"
Заложен на верфи РОПиТа в сентябре 1883 года, передан флоту в 1889 году. В 1906 году корабль переклассифицирован в учебный, вооружение составило 4 203-мм орудия и 12 152-мм установки Канэ. С 1914 года несет брадвахтенную службу в Севастополе, в 1916 году переведен на Дунай (скорей всего в Измаил), где использовался как штабное судно Дунайского отряда кораблей Черноморского флота. В 1918 году, уже в гражданскую, неоднократно переходил из рук в руки. Принял участие в восстании Румчерода против Украинской Народной Рады и в установлении советской власти в Одессе. После этого оказался на хранении в Севастополе, где уже в мае был захвачен немецкими войсками. 254 ноября 1918 года захвачен британцами и передан белогвардейцам. В феврале 1919 года был разоружен и взорван при эвакуации белогвардейцев из Крыма. К апрелю захвачен Украинским фронтом РККА, но вновь был отбит. После полного взятия частями РККА Севастополя в строй не вводился. В 1923 году был передан на демонтаж и разборку. В 1925 году полностью исключен из списков флота.

броненосный корабль "Император Александр II"


Заложен в эллинге Нового Адмиралтейства 17 ноября 1883 года, передан флоту в 1891 году. Стал первым броненосцем, построенным по 20-летней судостроительной программе. Таким образом, после "Петра Великого" стал вторым бронесцем русского флота. До 1901 года совершал походы по Балтийскому морю, походы в Средиземное море. В 1901 году переклассифицирован в учебный. 7 мая 1917 году переименован в "Зарю Свободы". 25 октября перешел из Кронштадта в Петроград. Его задача была не пропустить артиллерийским огнем к столице войска, верные временному правительству. На зиму корабль вернулся в Кронштадт, где и находился до 1921 году. Во время Кронштадского мятежа пострадал при обстреле и в 1922 году был разобран на металл.

броненосный корабль "Император Николай I"


Заложен на заводе общества Франко-Русских заводов в марте 1886 года. Представлял из себя дальнейшее развитие проекта броненосца "Император Александр II". Передан флоту в июле 1891 года. В 1905 году в составе 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием адмирала Рожественского отправился к Порт-Артуру. В составе эскадры был флагманским кораблем отряда кораблей контр-адмирала Небогатова. В цусимском бою, не получив серьезных повреждений и не истратив двух третей боезапаса, по приказу Небогатова спустил Андреевский флаг и сдался в плен. В японском флоте был переименован в "Ики". Совместно с "Мисимой" и "Оникосимой" участвовал в Сахалинской кампании. Уже под японским флагом прошел в 1910 году модернизацию и был переклассифицирован в броненосец береговой обороны. В октябре 1915 года потоплен в качестве мишени линкорами "Конго" и "Хиэй"
По возвращении из плена, контр-адмирал Небогатов был лишен воинского звания и предан суду. Особое присутствие военно-морского суда Кронштадского порта 11 декабря 1906 признало Н. И. Небогатова в необоснованной сдаче и приговорило Н. И. Небогатова к смертной казни, но, «во внимание к долговременной безупречной их службе и крайнему утомлению, в котором они находились после блестяще исполненного исключительного перехода», суд постановил ходатайствовать перед императором о замене для них смертной казни заключением в крепость на 10 лет, причем дальнейшую участь подсудимых представить на Монаршее милосердие.
В результате смертная казнь была заменена заключением под стражу на 10 лет. Отбыв в заключении два года, Н. И. Небогатов был освобожден из заключения по указу Николая II в виду плохого состояния здоровья. Скончался Н. И. Небогатов в Москве 4 августа 1922 года.

броненосный корабль "Двенадцать Апостолов"


заложен в 1888 году, передан флоту в 1892 году. Единственная боевая операция - "немой бой" 1905 года, когда корабль принимал участие в подавлении восстания на броненосце "Князь Потемкин Таврический". В апреле 1911 года разоружен и переклассифицирован в блокшив. Весной 1918 года передан на хранение Севастопольскому порту и в 1926 году разобран на металл.
"Двенадцати Апостолам" пришлось еще раз столкнуться с Потемкиным в самом конце своей жизни. Во время подготовки к съемкам к/ф "Броненосец "Потемкин" выяснилось, что мятежный броненосец уже не может использоваться в качестве съемочной площадки - велись работы по разделке корабля. Поэтому все действия на корабле снимались на борту "Двенадцати Апостолов". При всей общности внешнего вида, у корабля была иная конструкция орудийных барбетов (они имели куполообразные противопульные бронекрышки). Поэтому корабль был весьма капитально "загриморован".

броненосный батарейный фрегат "Князь Пожарский"


Заложен на Галерном острове 18 ноября 1864 года. Передан флоту в 1869 году. Стал первым русским броненосным кораблем, вышедшим за пределы Балтийского моря (походы на Средиземное море). В 1885 году кораблем коммандует капитан I ранга С. О. Макаров. Под его руководством проводится модернизация корабля. Фактически с начала 90-х годов XIX века использовался как учебный корабль, однако официально был переклассифицирован лишь в 1906 году. В 1911 году выведен из состава флота и передан на разделку.

броненосная батарея "Не тронь меня"


заложена 15 января 1863 года, передана флоту 6 июля 1865 года. Наиболее отличилась эта батарея своими авариями - в 1869 году она напоролась на броненосный фрегат "Петропавловск", в 1883 году серьезно повредила норвежское судно "Хайден". В 1905 году "Не тронь меня" была выведена из состава флота и сдана на хранение Кронштадскому порту. С 1908 по 1918 годы используется как несамоходная баржа у частного судовладельца. После национализации передана НКПС для работы в Петроградском морпорту. В 1925 году продана Ленинградскому металлическому заводу. В годы Великой Отечественной Войны, получив повреждения при обстреле, затонула на Неве. В 1950 году поднята и передана на разборку.

броненосная батарея "Кремль"


заложена на заводе Семянникова и Полетики (ныне ЗАО "Невский завод", расположен на проспекте Обуховской обороны, д. 51) 20 октября 1863 года. Передана флоту в 1866 году. Как и "Не тронь меня", отличилась проишествием - 3 августа 1869 года протаранила винтовой фрегат "Олег", который затонул моментально - через 15 минут после столкновения. Исключена из списков флота в 1905 году и в 1908 году разобрана на металл.

броненосный крейсер "Адмирал Нахимов"


заложен в 1884 году, передан флоту в сентябре 1888 году. Долгое время считался самым мощным крейсером русского флота. Практически сразу после постройки совершил переход на Дальний Восток, где после маневров на рейде порта Чифу пришел во Владивосток. В 1891 году после ремонта пришел в Кронштадт. В 1905 году введен во второй броненосный отряд 3-й тихоокеанской эскадры. 14 мая 1905 года во время Цусимского боя получил ряд тяжелых повреждений, а ночью с 14 на 15 мая был торпедирован. Утром 15 мая практически потерявший ход крейсер был затоплен экипажем, но противнику не сдался.

полуброненосный фрегат "Память Азова"


Заложен в 1886 году на Балтийском заводе. Передан флоту в 1890 году. В 1890 году крейсер совершил поход на Дальний Восток. В отличии от перехода 3-й Тихоокеанской эскадры, крейсер прошел Суэцким каналом. Среди участников похода был будущий император Николай II. Считается, что во время захода в Японию Николая чуть не зарубил японский полицейский. С 1894 по 1899 год корабль входит в состав Тихоокеанской эскадры. В 1899 году его возвращают на Балтику. В 1906 году на борту корабля под руководством Нефеда Лобадина поднялся мятеж. Мятеж кончился неудачей - оставшиеся в живых офицеры корабля были освобождены нижними чинами, не желавшими бунтовать и мятеж был подавлен силами экипажа. Нефед Лобадин подорвал себя самодельной бомбой, не желая сдаваться. Хотя... Все одно бы расстреляли под незатейливый пассаж генерала Адлерберга, коменданта Кронштадта: "Копайте, ребята, копайте! Вы хотели земли, так вот вам земля, а волю найдете на небесах".
В 1909 года после ремонта корабль переименовывается в "Двину" и переклассифицируется в учебный. С 1915 года "Двина" плавбаза британских подлодок, действовавших в Балтийском море. В 1918 году - флагманский корабль морского начальника в ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт. В ночь на 18 августа 1919 года корабль подвергся нападению британских катеров на Кронштадском рейде. Этот бой стал последним в истории корабля. Корабль лег с креном на дно гавани. Подняли его только в 1923 году. "Двина" была отбуксирована в Кронштадский док, где были заделаны все пробоины. С апреля 1925 года - плавсклад в Кронштадской гавани. А в ноябре того же года корабль был передан на разборку и полностью разобран к 1929 году.

полуброненосный фрегат "Дмитрий Донской"


заложен 9 мая 1881 года. Передан флоту 1 августа 1886 года. Сразу же после постройки отправился в Средиземное море, где стал флагманским кораблем средиземноморского отряда. В 1887 году переведен на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры. В 1889 году вновь вернулся в Кронштадт, откуда после ремонта отправился вновь на Средиземное море. В феврале 1896 года вместе с крейсером "Рюрик" отправился на Дальний Восток, где находился до 1901 года. В том же году вернулся в Кронштадт. В 1904 году корабль ушел в составе второй тихоокеанской эскадры. Приняв бой в Корейском проливе 14 мая 1905 года, получил ряд повреждений. Так же вместе с "Мономахом" прикрыли от огня противника потерявший управление броненосный крейсер I ранга "Аврора". 15 мая от полученных пробоин и огромного объема поступившей забортной воды корабль затонул.

полуброненосный фрегат "Владимир Мономах"


заложен в феврале 1881 года, передан флоту в июне 1883 года. Исторически "Владимир Мономах" был заложен позже однотипного "Дмитрия Донского", но в силу различных причин был построен раньше, став головным кораблем серии. Сразу по завершении испытаний сопровождал императорскую яхту "Держава" в Копенгаген, после чего в 1884 году перешел на Тихий океан, где вошел в состав Тихоокеанской эскадры. В Кронштадт вернулся в 1887 году и в 1888-1889 годах проходил модернизацию. В 1892-1893 годах - вновь модернизация, был убран рангоут. С 1894 года базировался в Чифу. В 1900 году участвовал в переброске войск, которые участвовали в подавлении Боксерского восстания в Китае. В 1901 году корабль снова в Кронштадте. Планировалось переклассифицировать его в учебный, но в силу военной необходимости он был приписан к 3-й Тихоокеанской эскадре и в 1904 году отправился вновь на Дальний Восток.
14 мая 1905 года, следуя в охранении транспортов, обстрелял крейсер "Идзумо", который получил в результате серьезные повреждения. В 21-00 того же дня подвергся торпедной атаке, получил сильную пробоину в районе угольной ямы №2. Старость конструкции корпуса привела к тому, что переборки, не выдерживали напор забортной воды. В результате была затоплена часть котельных отделений. Командир корабля капитан I ранга Попов направил корабль к берегу, но у острова Цусима был атакован контрминоносцем "Сирануи" и вспомогательным крейсером "Садо-Мару". После кратковременной перестрелки ввиду безнадежности положения русского корабля (крен достиг 18 градусов) японцы прекратили огонь. В 10-20 15 мая команда открыла кингстоны и "Владимир Мономах" затонул.

полуброненосный фрегат "Минин"


Заложен в 1865 году, передан флоту в 1878 году. В 1887 году впервые на русском флоту на корабле были установлены водотрубные котлы системы Бельвиля. В 1898 году корабль переоборудован в учебный: установлена паровая машина двойного расширения с черноморского парохода «Опыт» (бывшая царская яхта «Ливадия»), парусный рангоут заменен легкими мачтами, за счет уменьшения запаса топлива оборудованы новые жилые и учебные помещения, изменен состав вооружения. С 1906 года - учебный корабль I ранга. В 1908 году переоборудован в плавучий минный склад. 1909 - присвоено название «Ладога», а с октября 1912 года - минный заградитель (в батарейной палубе устроены рельсы и забортные кормовые скаты). Установлены котлы производства Черноморского механического и котельного завода.
Погиб 15 августа 1915 года, подорвавшись на мине, выставленной у о-ва Эре германской подводной лодкой UC-4, получил пробоину в носовой части по левому борту. В результате быстрого затопления водой котельного отделения произошел взрыв котлов, после чего корабль затонул. Из состава экипажа погибло 5 человек .

полуброненосный фрегат "Герцог Эдинбургский"


Второй корабль типа "Генерал-Адмирал". Заложен в 1870 году, передан флоту в 1877 году. В 1892 году переклассифицирован в крейсер 1-го ранга. В 1897 году проведен капитальный ремонт. В 1898 году переведен в состав Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота.
В 1909 году переоборудован в минный транспорт и переименован в "Онегу". В 1914 году обеспечивал минно-заградительные операции в Балтийском море, но уже к сентябрю 1914 года выведен из активной службы вследствие износа котлов. В октябре был переформирован в блокшив и находился в Гельсингфорсе. В мае 1918 года отведен на буксире в Кронштадт и переименован в "Баррикаду". В 1932 году переформирован вновь в блокшив. С июля 1939 года в распоряжении минно-торпедного управления КБФ. В 1945 году исключен из списков флота и разобран на металл.

броненосный башенный фрегат "Адмирал Лазарев"


Заложен в 1867 году, передан флоту в 1871 году. В боевых действиях корабль не участвовал. За время слуюбы неоднократно модернизировался. В 1911 году выведен из списков флота, корпус затонул в 1912 году при буксировке в Германию на разделку.
Вновь имя прославленного адмирала вернулось на борт русского корабля 22 апреля 1992 года - его получил атомный ракетный крейсер Тихоокеанского флота "Фрунзе". В настоящее время крейсер числится на хранении.

броненосный башенный фрегат "Адмирал Чичагов"


закладывался по тому же проекту, что и "Адмирал Лазарев". Но в последствии строился как двухбашенный. Заложен в 1866 году, передан флоту в 1869 году. Перевооружен в 1873-1874 годах, в боевых операциях участия не принимал. Разоружен в 1907 году и использовался у Ревеля как мишень.

поповки (плавучие батареи) "Вице-адмирал Попов" и "Новгород"


плавбатареи построены по инициативе вице-адмирала Попова. особенностью был круглый в плане корпус. Так же по такому принципу была построена императорская яхта "Ливадия". Низкие ходовые и боевые качества не дали проекту развития. Участвовали в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. К 1903 году оба судна были сданы на слом

двухбашенная лодка "Чародейка"


строилась на Галерном острове по английскому проекту. Передана флоту в 1869 году, исключена из списков в 1907 году и передана на хранение Кронштадскому порту.

двухбашенная броненосная лодка "Смерч"


строилась на Галерном острове по английскому проекту. Передана флоту в 1864 году, разоружена и исключена из состава флота в 1894 году. С 1891 по 1892 годы ее командиром был В. В. Игнациус - автор этих рисунков.

броненосная лодка "Грозящий"


Передана флоту в 1892 году. С 1894 по 1905 года канонерская лодка «Грозящий» находилась в Средиземном море, после чего была включена в состав отряда Морского инженерного училища. В 1907 году на Кронштадтском пароходном заводе был проведён капитальный ремонт «Грозящего», а в 1911 канонерская лодка была переведена в класс тральщиков. Однако во время первой мировой войны «Грозящему» вновь был присвоен класс канонерской лодки. В 1915 году она принимала участие в боевых действиях в Рижском заливе.
В 1916 году был проведён ещё один капитальный ремонт механизмов «Грозящего» и замена вооружения. После революции канонерская лодка «Грозящий» была включена в состав Красного Балтийского флота, а затем размещена на долговременное хранение в Кронштадтском порту. В 1924 году лодка была разобрана.

монитор "Ураган"


заложен в 182 году, передан флоту в 1864 году. Исключен из состава флота в 1900 году

изображения кораблей - andcvet.narod.ru
Previous post Next post
Up