Те, кто бывали на Байкале, возможно, видели такие суда. Называются они "Баргузин", перевозят по Байкалу туристов и пассажиров. Это
скоростные пассажирские суда на воздушной подушке со скегами, для местных перевозок. Проект 19591 разработан в 1987 году, первое судно проекта
"Баргузин-1" построили в 1989 - оно на фото. Затем на заводе, где их строили - Сосновский судостроительный завод в Кировской области - заложили еще четыре таких судна.
"Баргузин-2" поступил на Байкал в 1990 году.
А после наступили те самые 90-е, когда не то что строить, а и эксплуатировать то, что уже построили было сложно, а порой и просто невозможно. Но потом наступили счастливые нулевые и тут же все как бы изменилось. В 2010 году компания занимающаяся эксплуатацией этих судов объявила, что во флотилию уже работающих "Баргузинов" добавляется еще одно судно, наконец-то достроенное как и планировали. Бодро разослали в СМИ куцые пресс-релизы, которые затем журнализды нашпиговав различным бредовыми дополнениями для полноты и красоты, представили публике. И на выходе получилось, что это событие представляет собой чуть не начало новой эры российского судостроения.
Но недавно вот какая любопытная деталь выяснилась:
Дело в том, что новопостроенный теплоход, который по документам сначала был представлен аж как 2009 года постройки (затем правда поправили на 2005 год), как бы существовал в таком виде уже очень даже давно. А конкретно он был построен еще в 1995 году, под серийным номером "Баргузин-4".
Но середина 90-х годов не лучшее время для пассажирского флота вообще, а скоростного и тем более. Судов много, работы хватает, а вот денег на зарплаты, ремонт, обслуживание и топливо нет. Сотни судов, прежде работавших на Волге, Дону, Днепре, Днестре, Иртыше и других реках либо стояли на приколе в затонах, либо покупались за рубеж. Голландия, Никарагуа, Вьетнам и Китай, Канада и страны Африки - география обширная, кому куда повезет отправиться.
Одной из таких стран была
Панама. Пляжно-туристическая отрасль развита хорошо, с климатом все в порядке, туристов много. Использовать в качестве рейсовых судов для местных перевозок бывшие советские скоростные суда выгодно и удобно. Туда были куплены два скоростных теплохода типа "Линда" (
проект 14200 постройки Зеленодольского завода) и два построенных к тому времени "Баргузина" - №3 и №4.
Работали они там под жарким тропическим солнцем, развозили то туристов, то съемочную группу передачи "Последний герой" и горя не знали. Но потом наступил 2005 год и все круто изменилось. "Баргузин-3", переименованный к тому времени в
"LAS 7 PERLAS", попал в
ураган "Катрина", отбился от рук и носило его по морю, говорят, все 9 часов. После чего, выбросило на берег и на этом его история жизни закончилась. В 2008 году его заснял лежащим на берегу
alexor, за что ему огромное спасибо. По состоянию на 2009 год он лежал все там же и вид уже точно не предвещал ничего хорошего (фото №2).
А вот с "Баргузином-4" было не все так печально. Из Панамы он ушел - некий источник знакомый с российским владельцем (который и эксплуатировал там эти суда) пояснил, что по финансово-криминальным причинам - не вынесли притязаний местного криминала. Возможно, были и другие причины. Из Панамы судно отвезли в Италию, где оно год стояло и скучало.
Затем в 2007 году довезли до Ростова и выпустили в Дон, пройдя который, он по Волге добрался до Нижнего Новгорода, а затем свернул на Оку, где и ошвартовался в небольшом судоремонтном поселке.
Судно починили, обновили, перестроили и выставили на продажу. Его заметили товарищи из Восточно-Сибирского речного пароходства занимающегося перевозками на Байкале и купили. Регистр выписал новые документы, по которым судно помолодело сразу на 10 лет и вся бананово-панамская история осталось в прошлом.
Но еще предстоял путь на Байкал. После Нижнего Новгорода судно отправилось в Мурманск, где перезимовав было погружено на морской транспорт и по Северному морскому пути доставлено до реки Лены. Поднявшись по ней судно носившее к тому времени название "ОЛЬХОН" перевезли до Байкала и выпустили на новое место работы. Напоследок, ему вписали уже третье за его жизнь имя назвав в память о коллеге оставшимся в Панаме - "БАРГУЗИН-3". Под ним он сейчас и работает на Байкале.
Во всей этой истории есть два любопытных момента. Во-первых, не каждому судно дано за двадцать лет пересечь так мир, побывать в Панаме, вернуться обратно и через, фактически, Северный полюс уйти работать на другой конец света.
Во-вторых, непонятна вся эта история с омоложением. Криминального в ней ничего нет, но просто не понятно зачем это было скрывать, замалчивать, выдумывать, выдавать за новострой (хотя в некоторых СМИ писали все же, что судно 20 лет стояло на заводе).
.